Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление

Какой этап творческого воображения является наиболее важным. Воображение и творчество


возникновение творческой идеи;

"вынашивание" замысла;

реализация замысла.

Синтез , реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу "по-новому";

страх ошибки, боязнь критики, страх "оказаться глупым", излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например "мозговой штурм " или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения "мозгового штурма":

Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

"Запрет критики" - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри-экспертов" не включают.

Эффективность "мозговых штурмов" высока. "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получается сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и "экзотические" приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика "гимнастика ума", направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

1. Воображение и его роль в деятельности человека.

2. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Эмоции и воображение.

3. Каковы основные виды воображения?

4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990.

2. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.

3. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

5. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1993.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, М., 1986.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.

8. Гофруа. Что такое психология. М., 1994.

9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

10. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

11. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

12. Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1993.

13. Психологические исследования представлений и воображения. - "Известия АПН РСФСР". М., 1956, вып. 76.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Краткие сведения об истории возникновения психологии как науки.

Структура психологической науки.

Предмет и задачи общей психологии.

Место общей психологии в системе наук о человеке.

Соотношение научной и житейской психологии.

Методологическая основа психологии.

Методологические принципы общей психологии.

Соотношение понятий "методология", "метод", "методика". Задачи методов психологии.

Виды психологических исследований.

Этапы психологического исследования.

Критерии научности психологических исследований.

Методы общей психологии и их классификации.

Наблюдение и интроспекция как методы психологии.

Опросные методы и их характеристика.

Тесты как метод психологического исследования.

Общая характеристика экспериментальных методов.

Понятие психики в современной психологии.

Соотношение понятий "биосфера","этносфера", "психосфера".

Психика как субъективное отражение объективного мира.

Развитие психики в филогенезе.

Сравнение психики человека и животных.

Развитие психики в онтогенезе.

Рефлекторный характер психики.

Нервная система и ее виды.

Мозг и психика: принципы и общие механизмы.

Морфология и функционирование мозга человека.

Нейрон, его структура и функционирование.

Понятие и структура анализатора. Рецепторы и их виды.

Строение и функционирование зрительного анализатора

Строение и функционирование слухового анализатора

Роль функциональной ассиметрии мозга в восприятии.

Соотношение генотипа и среды, биологического и социального в развитии психики человека.

Психика и сознание.

Гипотезы о происхождении сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Высшие психические функции и их развитие.

Процессы интериоризации и экстериоризации в психическом развитии человека.

Структура и основные функции сознания.

Этапы развития сознания.

Понятие о самосознании.

Структура самосознания.

Механизмы психологической защиты личности.

Развитие самосознания.

Бессознательное в структуре психики.

Соотношение сознательного и бессознательного. Роль неосознаваемых процессов в структуре психики.

Деятельностный подход к изучению психических явлений.

Психоанализ З. Фрейда.

Неофрейдизм и характеристика его направлений.

Бихевиоризм и его характеристика.

Необихевиоризм и характеристика его направлений.

Гуманистическая психология.

Гештальтпсихология.

Когнитивная психология.

Общая характеристика познавательных психических процессов.

Ощущения и их физиологические основы.

Виды ощущений.

Понятие абсолютного порога ощущений.

Понятие адаптации в ощущениях.

Представление о синестезии и сенсибилизации в ощущениях.

Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.

Понятие восприятия как психического процесса. Физиологические основы восприятия.

Характеристика основных свойств восприятия.

Классификации восприятия в современной общей психологии.

Особенности восприятия человека человеком.

Иллюзии восприятия.

Понятие памяти и ее место в системе психических процессов.

Современные теории памяти.

Общая характеристика процессов памяти.

Виды памяти.

Общие и индивидуальные характеристики памяти.

Мышление и его место в познании окружающего мира. Признаки мышления.

Виды мышления.

Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

Общая характеристика современных теорий мышления.

Процесс решения мыслительных задач и его структура.

Индивидуальные особенности мышления личности.

Развитие мышления в онтогенезе.

Понятие о языке и речи. Физиологические основы речи.

Функции и свойства речи.

Виды речи.

Развитие речи в онтогенезе.

Особенности и функции воображения.

Современные теоретические подходы к физиологическим механизмам воображения.

Виды и формы воображения.

Способы создания образов воображения.

Понятие о внимании и его физиологических основах.

Виды внимания.

Свойства внимания.

Внимательность как свойство личности.

О единстве и связи познавательных психических процессов.

Роль общей психологии в профессиональном становлении личности.

Этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи;

“вынашивание” замысла;

реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых.

Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

Ø проблемная ситуация носит неопределенный характер, т.е. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

Ø когда необходимо представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

Ø когда необходимо представить образы исторического прошлого;

Ø когда необходимо представить то, что будет в будущем;

Ø когда необходимо представить то, чего не было в действительности.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Они имеют сходства и различия.

Общее:

И воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

Имеют опережающий характер;

Способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

Воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

Мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;

Продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

Виды воображения.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.

3. Реализация замысла.

Воссоздающее активное воображение – создание образов на основе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Например, сон.

Пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Например, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. Например, в полудремотном состоянии, во сне.

Опыт №16 (стр. 123 Петровский)

Цель: изучить репродуктивное воображение.

Оборудование: 5 задач.

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное , то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.



Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1. косность, стереотипность мышления;

2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

4. психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики , предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - методфокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности.

Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания.

Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.

Творческое воображение рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления. Потому сначала весь процесс творческого воображения проходит в сознании и лишь потом воплощается в реальности.

Этапы творческого воображения.

  • · Возникновение творческого идеала.
  • · «Вынашивание» замысла
  • · Реализация замысла.

Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества.

Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия. Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества.

Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или могут быть материализованы) некоторые особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный эксперимент -- по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности самого творческого акта.

Анализу психологических аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых разнообразных данных. Среди них - собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и (что особенно интересно) характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а не суждений о нем они -- более достоверное свидетельство. Эти материалы позволяют выявить некоторые этапы становления произведений, но они являются результатом материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника и не всегда дают достаточное представление о подлинных мотивах, побуждающих художника двигаться в том или ином направлении.

Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

  • · Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
  • · Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
  • · Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
  • · Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Этапы художественного творчества:

  • 1. Обдумывание идеи (здесь огромную роль играет вдохновение).
  • 2. Создание модели (моделирование творения в сознании;

активное участие воображения).

  • 3. Выполнение набросков для решения, намеченного в модели (моделирование на бумаге).
  • 4. Завершение композиционного построения (детальное моделирование).
  • 5. Корректировка композиции (обдумывание правильности построения).
  • 6. Окончательная обработка (необходимые исправления; завершение работы).

Важнейшим этапом творчества является обдумывание идеи. Момент, когда появляется образ предвосхищаемого творения, по сути, появляется сама цель работы. Этот этап напрямую зависит от вдохновения, одного из самых необъяснимых психических процессов.

Лучшие статьи по теме