Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Бизнес-процессы
  • Виды управления. Понятие и виды управления Общее понятие управления основные элементы и виды

Виды управления. Понятие и виды управления Общее понятие управления основные элементы и виды

Управление

Управление

Признаки управления:

Виды управления

Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления.

Административно- правовые аспекты государственного управления.

Контрольные полномочия законодательных и исполнительных органов власти в сфере государственного управления.

Понятие, основные черты и виды правовых актов управления.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7) применяется в определенном процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых средств;

11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

Понятие, признаки и юридическое значение актов управления.

Действие правового акта управления.

Правовой акт управления вступает в силу:

1) с момента принятия;

2) по истечении семи дней после дня первого опубликования;

3) со дня подписания;

4) со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер);

5) с наступлением срока, указанного в акте.

Правовой акт управления может утрачивать силу :

1) в случае отмены в установленном порядке;

2) в случае признания недействительным;

3) вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;

4) в случае окончания срока, на который был принят акт;

5) вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.

Значение правовых актов управления.

Понятие административного права.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

Является одной из основополагающих отраслей публичного права;

Представляет собой совокупность юридических норм;

Имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

Имеет свой метод правового регулирования;

Обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

Имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Предмет, метод и система административного права

Соотношение административного права с другими отраслями правовой системы Российской Федерации.

Исполнительная власть: понятие, признаки и место в системе разделения властей.

Структура административно- правового отношения.

Полномочия Президента РФ в сфере деятельности исполнительной власти.

Понятие, виды, структура административно-правовых отношений.

Конституционные принципы деятельности исполнительной власти.

Система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ.

Местное самоуправление: понятие, основа.

Государственный контроль: понятие, признаки и виды.

Административный надзор: понятие, черты и его роль в сфере правового регулирования. Содержание и виды.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

Специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

Государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор : получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Муниципальные служащие.

Согласно Закону об основах муниципальной службы муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7).

Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности.

К муниципальным должностям муниципальной службы , как уже отмечалось, относятся должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Закон не относит к муниципальным служащим лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством. Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещают муниципальные должности муниципальной службы.

Другой признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.

Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям.

В зависимости от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.

Руководители - это должностные, лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. К ним относятся руководители органов местного самоуправления, их структурных подразделений, заместители данных руководителей (назначенный глава администрации муниципального образования, его заместители, начальник (заведующий) отдела, службы, его заместители и др.).

Специалисты обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (консультант главы муниципального образования, консультант управления (отдела, службы), главный, ведущий специалисты и др.).

В зависимости от требований , предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности муниципальной службы, муниципальные служащие подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы. По этому критерию они подразделяются на муниципальных служащих, замещающих (например, в Московской области) высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Муниципальных служащих можно подразделить с учетом их квалификационных разрядов. Так, в соответствии с Законом Московской области “О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области” муниципальным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

а) действительный муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3-го класса;

б) муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3-го класса;

в) советник муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3-го класса;

г) старший референт муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса;

д) референт муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3-го класса.

Понятие, признаки управления и его виды.

Управление - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее - по принципу обратной связи.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления : механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями. Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.

  • 4. Понятие и основные черты исполнительной власти. Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти.
  • 5. Объект, предмет, место административного права в системе юридических наук.
  • 6. Особенности предмета отрасли административного права.
  • 7. Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права.
  • 1. Акты федерального уровня:
  • 1) Законы (фкз, фз).
  • 2) Указы Президента рф
  • 4) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
  • 2. Акты на уровне субъектов рф.
  • 3. Муниципальные акты
  • 5. Нормативные договоры (конституционное-правовые и административно-правовые).
  • 17. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • 18. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
  • 20. Администрация президента структура и полномочия в сфере исполнительной власти
  • 21. Общая характеристика системы и структура федеральных органов испол.Власти
  • 22. Структура Правительства рф и его полномочия как высшего органа исполнительной власти.
  • 23. Государственный совет рф и совет безопасности рф порядок формирования,струткура функции полномочия
  • Председатель
  • [Править]Члены
  • Президиум
  • 24. Центральный банк функции полномочия в сфере гос управления
  • 25. Система и структура органов исполнительной власти республики коми
  • 26. Органы местного самоуправления, их правовой статус и взаимоотношения с государственными органами исполнительной власти.
  • 27. Особенности правового статуса организаций, наделённых государственными полномочиями (внебюджетные фонды, государственные корпорации, государственные компании).
  • 28. Государственная служба: понятие, система и виды.
  • 29. Понятие, признаки и виды государственных служащих. Правовой статус государственных служащих.
  • 30. Основные виды и особенности административно-правового статуса юридических лиц.
  • 31. Понятие и виды общественных объединений, основы их административно-правового статуса.
  • 32. Понятие и виды методов государственного управления.
  • 33. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых форм.
  • 34. Административно-правовой договор
  • 35.Правовые акты управления: понятие и признаки.
  • 36. Виды правовых актов управления.
  • 37. Подготовка, принятие, вступление в силу и действие правовых актов управления.
  • 38.Изменение, приостановление, прекращение действия правовых актов управления.
  • 39. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых методов.
  • 40. Взаимосвязь форм и методов государственного управления.
  • 41. Понятие и система мер административного принуждения.
  • 42. Административное принуждение, его сущность и виды.
  • 43. Убеждение и принуждение в государственном управлении.
  • 54)Понятие и виды принуждения по административному праву
  • 6. По характеру компетенции:
  • 9. В зависимости от порядка принятия:
  • 1.Общее понятие управления. Виды управления, их особенности.

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Виды управления.

    Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями.

    Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.

    2. Государственное и негосударственное управление. Отличительные черты.

    В широком смысле слова государственное управление - это процесс управления всеми государственными органами во всех ветвях власти (судебной, исполнительной и законодательной).

    В узком смысле - это процесс управления в сфере органов исполнительной власти: министерств, правительства во главе с Президентом Республики Беларусь, отдельных служб, агентств, палат, а в том числе ОМПУ (органов местного публичного управления).

    Негосударственное управление : Под негосударственным управлением понимается разновидность социального управления, которое распространяется в негосударственном секторе. К примеру, управление в частных организациях, религиозных объединениях и т.п.

    Признаки государственного управления :

      наличие аппарата принуждения;

      подзаконный характер;

      непосредственное повседневное руководство в различных социальных сферах;

      осуществление исполнительно-распределительных функций.

    Признаки негосударственного управления :

      сфера деятельности затрагивает лишь членов негосударственного формирования;

      отсутствует аппарат принуждения;

      формы и методы управления основываются на принципах добровольности;

      подконтрольность государству.

    3. Понятие и признаки государственного управления как разновидности социального управления. Функции, принципы государственного управления

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Функции

    1) социально -экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно -правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    сочетание единоначалия и коллегиальности- наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Понятие управления.

    Главные задачи:

    Последовательные этапы

    Управленческий труд в управленческий процесс

    управленческое решение

    Принципы управления:

    Управление

    Виды управления.

    Взаимосвязь науки управления с другими отраслями знаний и науки.

    Общественное производство, помимо общественных наук, изучается рядом естественных и технических наук.

    взаимоотношениях с экономическими науками. Отношения управления имеют своеобразные специфические черты и выступают в качестве непременных условий реализации экономических законов, поставленных экономических задач. Поэтому формы и методы управления производством, его цели и средства складываются под прямым воздействием развития экономики.

    Наука управления тесно соприкасается с философскими науками, и в первую очередь через свою методологию, которая базируется на материалистической диалектике. Только на основе диалектического подхода наука управления может проникнуть в суть изучаемых явлений, относящихся к процессу управления производством.

    Психология, конфликтология

    Аппаратная (классическая) бюрократия

    Профессиональная бюрократия

    Адхократия

    Органический тип имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких структурах.

    ее принципиальные отличия более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда.

    Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.

    Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.

    В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.

    В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.

    В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.

    Понятие и виды управления. Сущность управления.

    Понятие управления.

    Управленческая деятельность осуществляется в отношении деятельности других людей, это «деятельность над деятельностью». Продукт управленческой деятельности – обеспечение прогрессивного изменения и развития деятельности. В сфере юридических услуг – стратегия развития организации, новые условия организации деятельности или систем управления, в т.ч. качество реализации экономических и социальных задач.

    Связан с социальным управлением, объектом которого являются люди и их поведение. (в широком смысле) Это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в определенной системе, в т. ч. в организации. Управленческий труд состоит из ряда действий или операций, т.е однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности (поисковые, вычислительные, логические, описательные, графические, контрольные, коммуникативные (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение, мышление)).

    Главные задачи:

    Установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

    Обеспечение единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений;

    Участие вышестоящих руководителей;

    Последовательные этапы : планирование – организация – мотивация – контроль.

    Управление (по Питеру Ф. Друкеру) – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

    Управленческий труд – совокупность действий и операций, с помощью которых обеспечивается подготовка и реализация управленческих решений. Содержание и последовательность осуществления управленческого труда объединяются в управленческий процесс , который формируется, развивается и совершенствуется вместе с организаций. Он всегда целенаправлен, т.е. связан с необходимостью определенных действий в рамках конкретной хозяйственной ситуации. Необходимо добиться конкретной цели, которая связана с сохранением или преобразованием имеющихся или возникших обстоятельств, достигнуть положительного результата или предотвратить отрицательные последствия.

    Исходная «сырая» информация после соответствующей обработки превращается в управленческое решение . Это один из элементов процесса управления. Управленческое решение является направляющим элементом (вектором) процесса управленческой деятельности. Налаженная практика принятия и реализации управленческих решений составляет организационный порядок (системность) в функционировании и развитии организации.

    К снижению эффективности производственной деятельности приводит усложнение хозяйственной практики в современном мире, рост количества управленческих решений, их накапливание, возможное торможение их реализации. Возрастают требования к профессионализму управленцев, дифференциации их труда. Постепенное развитие самоуправления – использование сформированных у специалистов в различных областях деятельности управленческих компетенций.

    Принципы управления:

    Научный подход – совокупность глубоких знаний для своевременного и достоверного принятия решений;

    Целенаправленность – совокупность методов, используемых для достижения целей организации в каждый период деятельности;

    Последовательность – совокупность управляемых во времени и пространстве последовательных действий, позволяющих оптимально достигать целей;

    Непрерывность – обусловлена соответствующим характером хозяйственных процессов;

    Универсальность – совокупность общепринятых подходов в управлении;

    Специализация – учет специфических (индивидуальных) условий применения общепринятых подходов в управлении в разных организациях;

    Сочетание централизованного регулирования и самоуправления – условие оптимального выполнения поставленных задач всеми подразделениями организации;

    Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления.

    Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

    Управление - это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

    Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

    1) технические (производство, выделка и обработка);

    2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

    3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

    4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

    5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

    6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

    «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

    предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

    организовывать, т. е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

    распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

    координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

    контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

    Виды управления.

    Традиционно выделяются следующие виды управления:

    1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

    2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

    3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

    Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

    Анализ управления деятельностью предполагает классификацию сто основных видов и выяснение их функциональной специфики. По совокупности здесь можно выделить пять критериев: эволюционные формы; время действия; характер связи; формы упорядочения; наконец, авторефлексию.

    Основные виды управления деятельностью

    При рассмотрении вопроса о видах управления, прежде всего следует выделить пять эволюционных видов управления механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Самое существенное их различие, несомненно, связано с различием основных эволюционных форм движения материи. Так как управление есть обязательный элемент всякой деятельности, то оно необходимо прошло в процессе эволюции все те же основные ступени, что и деятельность. И потому нельзя согласиться с утверждением, будто эволюционных видов управления только два – биологический и социальный. В этом случае надо признать, что на неорганическом уровне материя имела и имеет неуправляемый характер.

    Каждый уровень развития материи имеет свой специфический вид управления. Сейчас становится все более очевидным, что эволюционный процесс усложнения организации материи зависит прежде всего от усложнения видов управления. Более сложные и развитые виды управления детерминируют более сложные и более развитые формы существования материи. И для того чтобы материя смогла подняться на новую ступеньку в своем развитии, она должна выработать новые и более совершенные виды управления.

    По времени действия управление, как и деятельность в целом, подразделяется на актуальное и аккумулятивное.

    Актуальное управление осуществляется обычно по новым программам, которые вырабатываются в процессе актуальной деятельности. В отличие от этого аккумулятивное управление есть совокупность программ, которые сохраняются предметом или родом предметов от прежде осуществленных процессов управления.

    По характеру связи особое место среди управленческих процессов занимают управление с прямой (разомкнутой) и управление с обратной (замкнутой) связью.

    Прямая, или разомкнутая, связь характеризуется тем, что некоторое воздействие осуществляет в воспринимающем предмете определенные изменения и на этом данное взаимодействие прерывается. Формирующийся в этой деятельности результат, его особенности и тенденции развития не оказывают какого-либо влияния на дальнейшее протекание процесса. Деятельность взаимодействующего предмета зависит главным образом от воздействия и никак не коррелируется результатом. Управление в этом случае также имеет разомкнутый характер. Выработав под влиянием внешнего воздействия программу изменения формы (организации) воспринимающего предмета, оно исчерпывает свою функцию.

    Иначе обстоит дело в условиях замкнутой связи между предметами. Здесь результат деятельности самым непосредственным образом влияет на продолжение этой деятельности. С учетом результата вырабатывается новая управленческая программа воздействующего предмета, что ведет к новым преобразованиям воспринимающего предмета. Например, характеризуя деятельность животных и кибернетических машин, II. Винер пишет: "Как в животном, так и в машине выполнение приказов имеет своей целью оказание воздействия на внешний мир. И в том, и в другом случае их осуществленное воздействие на внешний мир, а не просто предполагаемое действие возвращается в центральный регулирующий аппарат" . Взаимодействие здесь приобретает замкнутый контур. По мнению Н. Винера, обратная связь представляет собой "свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов" .

    Иногда обратную связь рассматривают как особую форму или метод управления. Этой точки зрения придерживался и Н. Винер, который считал, что "обратная связь есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач" . В действительности обратная связь есть не "метод управления", а особая форма взаимодействия предметов. Получаемая в этом процессе информация может использоваться, а может и не использоваться в управлении. Обычно поступающая посредством обратной связи информация лишь частично используется для выработки управленческих программ.

    На эту особенность обращают внимание многие исследователи. Так, характеризуя информационные процессы, протекающие в мозгу человека, А. Г. Спиркин пишет: "Общее количество информации, которое поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 тыс. единиц (битов) в секунду. Но лишь небольшая часть этой информационной лавины становится фактом сознания. Количество информации, которое подвергается сознательной обработке, по данным разных авторов колеблется от 25 до 100 битов в секунду. В мозгу происходит тщательный отбор информации. Если даже исходить из максимального числа битов, то выходит, что лишь тысячная доля воспринятой информации доходит до сознания" . Поэтому нельзя отождествлять обратную связь как особую форму связи предметов, а управление с обратной связью – как особую форму программирования преобразований этих предметов.

    Нередко обратные связи рассматриваются лишь как свойство биологической и социальной материи. Однако сейчас все большее число естествоиспытателей склоняются к признанию того, что они имеют место не только па верхних, но даже и па нижних этажах неорганической материи. Например, видный советский биолог академик В. А. Энгельгардт считает, что обратные связи, несомненно, встречаются в планетных и галактических системах. Но в отличие от биологических, в данных системах они "выражены во много раз менее значительно" .

    В последнее время получены экспериментальные подтверждения натичия обратных связей и на неорганическом уровне. Естествоиспытателями был открыт закон, который регулирует развитие отдельных метаболических процессов.

    Ом пока фигурирует под различными названиями: "торможения конечным продуктом", "ретроингибирования" или "аллостерического торможения". Суть его заключается в том, что некоторая цепь химических реакций функционирует как замкнутый процесс, поскольку управляется конечным результатом.

    В публикациях, посвященных анализу проблем управления, обратную связь иногда характеризуют как важнейший принцип лишь процессов самоуправления (саморегуляции, самоорганизации). По обратная связь как специфическая форма взаимодействия предметов является предпосылкой не только самоуправления, по и управления (регуляции организации). Различие состоит в том, что при самоуправлении она используется для внутреннего регулирования деятельности целостного предмета (системы), а при управлении – для осуществления воздействия одного предмета на другой.

    Всегда ли обратная связь сопутствует управленческим процессам? Очевидно, что нет. Обратная связь есть основа лишь сложных процессов управления. Большая часть управленческих процессов в неорганическом мире протекает без обратной связи. В равной мере нельзя считать обратную связь обязательной предпосылкой биологической и социальной форм управления. У животных и человека в результате многократного повторения в филогенезе и онтогенезе одних и тех же действий вырабатываются различного рода управленческие автоматизмы, которые в обычных условиях не требуют обратной связи.

    Кроме того, в обществе под воздействием различного рода факторов не всегда удается сформировать механизм обратной связи или его формирование осуществляется несвоевременно. Особенно наглядно это видно на примерах функционирования нашей многозвенной структуры управления народным хозяйством (так, во многих министерствах до сих пор используется пятизвенная структура). В социальных процессах довольно часто формирование обратной связи запаздывает, отстает от потребностей деятельности или данная связь оказывается некачественной. Это ведет к тому, что управление утрачивает свой сознательный (планомерный) характер, формируемые цели деятельности перестают соответствовать действительности, т.е. оно становится стихийным.

    По формам упорядочения управленческих процессов специфическими моделями управления являются координация, субординация и реординация. Координацией (лат. coordinatio – сорасположение) называется такая упорядоченность как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равнове- ликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

    Например, отношения между различными предметами с точки зрения управления могут быть охарактеризованы как отношения координации. Все они располагаются один возле другого или один вслед за другим, но так, что никто не выдвигается на роль ведущего начала или лидера. Управление в форме координации свойственно тождественным целостностям, которые ни при каких условиях не могут взять верх одна над другой. "Координация, – по мнению В. Г. Афанасьева, – выражает пространственную упорядоченность компонентов системы, упорядоченность по горизонтали. Здесь речь идет о взаимодействии компонентов одного уровня организации" .

    В отличие от этого субординацией (лат. subordinate – соподчинение) называют вторую модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Одни элементы в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берут верх над другими и подчиняют их себе. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии. В. Г. Афанасьев отмечает: "Субординация... есть вертикальная упорядоченность, подчинение и соподчинение компонентов. Здесь речь идет уже о взаимодействии компонентов различных уровней" .

    Каково соотношение понятий "субординация" и "иерархия"? В главном понятия "субординация" и "иерархия" имеют синонимический характер. Это латинское и греческое названия такой формы управления, как соподчинение. Но, как правило, понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в какой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многосторонне или на нескольких этажах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении систем или сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемной и развитой формой управления. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых управление одного порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управление второго порядка – от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.

    Субординационный характер управления между предметами долгое время оставался вне поля зрения исследователей. Важнейшими особенностями субординации как модели управления деятельностью предметов являются следующие: 1) в условиях этих связей одни предметы оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны; 2) значительное изменение функций зависимыми предметами способно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом; 3) новые функции и новые качества предметов создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью. Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторона внутренняя – функциональная, а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

    Отмечая определяющее влияние высших уровней субординации в отношении низших, ни в коем случае не следует абсолютизировать эту зависимость, ибо всякое взаимодействие, как уже говорилось, исключает абсолютно первичное и абсолютно вторичное. В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния. Субординационную зависимость не следует понимать односторонне, это всегда двусторонний процесс. Высшее только потому высшее, что есть низшее. Именно низшее обусловливает возможность высшего. Без низшего невозможно никакое высшее. И, кроме того, разделение на низшее и высшее всегда очень условно, граница между ними подвижна и неустойчива. Специфика биологических и особенно социальных субординаций проявляется в том, что здесь, в отличие от неорганических, в большей мере и в более развернутом виде осуществляется с обеих сторон функция контроля. Не только высшее контролирует низшее, но и, наоборот, низшее способно контролировать высшее.

    Кстати, сложившаяся в прошлом в нашей стране командно-административная иерархия страдала как раз порочной односторонностью, при которой контроль осуществлялся лишь сверху вниз. Всякие попытки нижних этажей управленческой пирамиды осуществить контроль за деятельностью верхних этажей пресекались, да и все еще пресекаются довольно решительно и жестко. В этом, видимо, проявляется социальная сущность бюрократизма. В процессе реформирования нам нужно создавать такие механизмы управления, народовластия, при которых управляемые имели бы реальную возможность всесторонне контролировать работу управляющих.

    Нужно отметить, что в блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель управления, как реординация (лат. reordination – переподчинение). Реординацией обычно называют третью модель упорядочения, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

    О реординации пока мало что известно в науке. Вместе с тем она является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства нереподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, по и для всех других видов социального управления.

    Координация, субординация и реординация широко распространены в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависимостей в процессе общественной деятельности не выглядят убедительными. Координационные и реордииационные системы также отличаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.

    Наконец, по характеру авторефлексии следует выделить в качестве самостоятельного и такой вид управления, как "самоуправление", или "саморегуляция", или "самоорганизация". В настоящее время в литературе высказываются различные точки зрения об этом виде, но суть их сводится к тому, что эти три понятия, во-первых, надо различать между собой, так как они характеризуют разные процессы, а во- вторых, их нужно отличать от понятий "управление", "регуляция" и "организация". При этом одни авторы считают, что в обществе те процессы, которые связаны с сознательным упорядочением, следует называть управлением, а тс, которые формируются стихийно, – регулированием . Другие авторы рассматривают регулирование в качестве особой функции управления .

    Здесь прежде всего следует указать на то, что понятия "управлять", "регулировать" и "организовывать" являются, как известно, синонимами: русским, латинским и французским названиями одного и того же процесса. Их синонимический характер свободно просматривается даже на обыденном уровне. Из этого следует, что и все попытки установить какие-либо различия между понятиями "самоуправление", "саморегуляция" и "самоорганизация" также не имеют под собой никаких оснований, поскольку все они являются разноязычными синонимами.

    Что касается управления и самоуправления, то, действительно, между ними имеется вполне очевидное различие. Оно выражается в том, что управление осуществляется "как бы со стороны", когда один предмет воздействует на другой и определенным образом упорядочивает его деятельность.

    В отличие от этого самоуправление проявляется как такой процесс, который осуществляется не между отдельными целостностями, а внутри их. Министерство, например, не только управляет подведомственными предприятиями, но осуществляет и внутреннее упорядочение своей деятельности; правительство субъекта Федерации, чтобы успешнее руководить народным хозяйством на вверенной ему территории, должно постоянно совершенствовать и свою деятельность. Специфика самоуправления состоит в том, что оно всегда связано с внутренними проблемами целостного предмета или системы, направлено на сам этот предмет или систему. Отсюда и появляется приставка "само" или "авто" (гр. autos – сам). Никакого другого смысла в этом понятии нет.

    Вместе с тем всегда, видимо, следует помнить, что грань между управлением и самоуправлением очень относительна. Все зависит от точки отсчета, т.е. от того, что мы берем в качестве целостности. Фактически любой отдельно существующий предмет осуществляет функции и управления (во взаимодействии с другими предметами), и самоуправления (во взаимодействии составляющих его сторон, частей и элементов).

    Итак, деятельность, какой бы она ни была, не может быть неуправляемой, т.е. она обязательно включает в свой состав управление. В том же случае, если управление рассматривается само по себе, как нечто самостоятельное, оно выступает уже как особый вид деятельности. Это есть деятельность по управлению, или управленческая деятельность. Например, с возникновением у животных нервной системы, которая стала выполнять функцию управления их жизнедеятельностью, появилась и особая форма деятельности – нервная деятельность, а у высших животных – высшая нервная деятельность (ВИД). На социальном уровне – с появлением классов возникает государство как политическая форма управления обществом, с усложнением экономической деятельности в эпоху капитализма складывается экономическое управление и т.д.

    • Керимова Т. В. Социальный прогресс и управление. М., 1980. С. 66.
    • Управление социальными процессами в социалистическом обществе. М., 1983. С. 79.

    Особым видом деятельности является управление. Оно осуществляется на разных уровнях и направлено на развитие системы. Существуют разные виды управления. Это позволяет направлять движение объекта в нужном направлении для достижения поставленных целей. Об особенностях, видах и функциях управления пойдет речь далее.

    Признаки управления

    Прежде чем начать изучение темы об организации производственных, социальных, государственных процессов, нужно рассмотреть понятие и виды управления. Это понятие подразумевает процесс воздействия на определенную систему. В результате получается достигнуть ее упорядоченности, направлении движения в требуемую сторону. Управляемая система достигает поставленных целей, развивается и совершенствуется.

    Подобное воздействие имеет ряд признаков. Обязательно наличие субъекта и объекта управления. При этом воздействие является качественным. Оно позволяет придать целостности, организованности системе.

    Еще одним признаком управления является наличие четкой направленности действий руководства для достижения поставленной цели. Этот процесс преследует определенный, четко сформированный результат. Деятельность руководства обязательно служит общим интересам системы. Управление требует определенных ресурсов.

    Разновидности

    Существуют разные виды управленческого процесса. Их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь следует рассмотреть основные виды управления. По показателю участия человека в этом процессе различают технический, безмашиннный, тип воздейсвия. Оно также может распространяться на организационные или природные системы. Во втором случае имеются в виду группы биологических организмов. Организационными системами называют социальные группы, коллективы, общество. Масштаб такого воздействия может быть разным.

    Внутри организационных систем выделяют такие виды управления, как прямое воздействие и координацию. В первом случае процесс осуществляется в приказном режиме при помощи издания директив установленной формы. Координация позволяет согласовать действия разных, отделенных друг от друга групп.

    Также виды управления различают по степени сосредоточения. По этому признаку воздействие на систему может быть централизованным, частично централизованным и децентрализованным. В этом случае руководящие органы находятся либо в одном центре, либо рассредоточены внутри системы (например по областям).

    Прочие виды классификаций

    Рассматривая, какие виды управления существуют сегодня, нужно уделить внимание иным подходам к классификации подобных воздействий. По характеру взаимодействия управляемой системы и окружающей средой бывает осуществление действий в конфликтной или неконфликтной ситуации. Также различают виды управленческой деятельности в зависимости от подчиненных объектов. Воздействие на систему может быть внутренним или внешним. Например, на предприятии деятельность руководства осуществляет внутреннее управление. Однако государство при помощи законодательных актов проводит внешнее управление этой системой.

    Руководство может преследовать разные цели. Они могут быть долгосрочными или краткосрочными. Действия руководителей будут отличаться в зависимости от этого фактора. Методология воздействия может быть прямой, косвенной или смешанной. Кратность управленческих воздействий может быть одношаговой или многошаговой. Существуют и иные классификации. Однако они применяются реже.

    Социальное управление

    Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.

    Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.

    Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.

    Составные части социального управления

    Существуют разные виды структур управления социальными группами. К ним относятся государственное, муниципальное, общественное самоуправление. Между объектами и субъектами таких систем существуют управленческие связи. Они могут быть прямыми и обратными.

    К субъектам управления относятся отдельные индивидуумы, коллективы, а также общество в целом. Под прямыми связями подразумевают целенаправленное воздействие руководителя на подвластную ему систему. Обратной связью называется информационный канал, при помощи которого объекты управления передают отчет о выполнении поставленных перед ними задач.

    Стадии процесса

    Социальное управление включает в себя такое понятие, как цикл. Это несколько взаимозависимых стадий воздействия на систему, которые позволяют выполнить определенные задачи участниками группы.

    Процедура социального управления проводится в несколько стадий. Сначала анализируется сложившаяся ситуация, вырабатываются и принимаются решения относительно ее улучшения. Перед участниками группы ставятся конкретные задачи. Они их исполняют. Руководитель контролирует выполнение процесса достижения поставленной цели, при необходимости проводит корректировки. Заключительным этапом является подведение итогов.

    Функции

    Рассмотрев виды управления организацией и обществом, нужно уделить внимание функциям подобных воздействий. Они обусловлены назначением этого процесса для общества. Это наиболее типичные, стандартные направления деятельности руководящих органов.

    Основными признаками функций управления социальной группой является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами.

    Функции могут быть общими, которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.

    Разновидности функций

    Существуют разные подходы к классификации видов функций управления. В соответствии с направлением влияния они бывают внешними и внутренними. Если учитывать время действия, то выделяют постоянные и временные функции. При их разработке учитывают особенности системы.

    Общими для всех социальных групп функциями управления являются следующие воздействия:

    • прогнозирование - позволяет предвидеть перспективы в будущем;
    • обеспечение информацией - получение, обработка и анализ, хранение нужной для принятия решений информации;
    • моделирование - создание модели поведения всех элементов системы в определенных обстоятельствах;
    • организация - создание системы управления, ее принципов;
    • планирование - выбор направлений и темпов их достижения;
    • координация - согласование действий всех объектов;
    • распорядительство - формирование краткосрочных заданий исполнителям;
    • регулирование - создание общих требований;
    • контроль - определение соответствия действий объектов управления поставленным задачам.

    После проведения перечисленных функций руководство фиксирует всю информацию за период. Учет ведется в количественных выражениях. На основании этого подводятся результаты.

    Государственное управление

    Рассматривая виды систем управления, нужно отметить такой вид деятельности, как государственное воздействие на систему. В узком понимании оно представляет собой подвластную законодательству работу органов исполнительной власти страны. В широком понимании такая деятельность представляет собой воздействие на систему всех органов государства для реализации своих полномочий.

    Существуют определенные признаки государственного управления. Такое воздействие носит исполнительно-распорядительный, юридически властный характер. Подобная деятельность осуществляется непрерывно, планово и постоянно. Работа управленцев обусловлена действующим законодательством и направлена на его исполнение.

    Также признаком государственного управления является наличие иерархических (вертикальных) и горизонтальных связей внутри системы. Деятельность может осуществляться как в правовых, так и неправовых формах. Она обеспечивается системой гарантий. При нарушении установленных законодательством принципов управленческой деятельности следуют негативные последствия. Имеется в виду ограничение прав и свобод.

    Цели государственного управления

    Существующие виды государственного управления преследуют четко установленные цели. Они могут быть разными. Социально-экономические цели направлены на создание порядка в жизни общества, что позволяет удовлетворить публичные интересы. Этот вид управления ведет к достижению экономического благосостояния, а также созданию и регулировке определенных экономических отношений внутри государства.

    Политические цели управления направлены на привлечение к процессу всех главных политических сил в стране. Это способствует рассмотрению разных точек зрения, принятия позитивных предложений, которые способствуют совершенствованию всех структур, а также развитию всех людей в обществе.

    Обеспечительные цели направлены на защиту прав и свобод граждан. Это нужно для достижения высокого уровня общественной безопасности, законности.

    Организационно-правовые цели способствуют формированию правовой системы и реализации функций управленческих структур при помощи демократических институтов.

    Общие принципы

    Все существующие виды государственного управления базируются на общих фундаментальных принципах. Они делятся на общие и организационные основополагающие идеи. К первой группе относятся такие принципы:

    • законность;
    • демократизм;
    • объективность;
    • научность;
    • конкретность;
    • разделение видов власти;
    • федерализм;
    • эффективность.

    Перечисленные принципы являются общими для всех уровней государственной власти. Пренебрежение ими влечет наступление ответственности руководителем перед законом.

    Организационные принципы

    Разные виды управления государством основываются также на организационных принципах. Это позволяет в точности выполнять общие задания и цели, установленные для системы. Организационные принципы бывают следующими:

    • отраслевой;
    • территориальный;
    • линейный;
    • функциональный;
    • двойного подчинения;
    • сочетание коллегиальности и единоначалия.

    Эти принципы выполняют на местах и на каждом уровне управления.

    Эффективность управления

    Существующие виды методов управления подчиняются единым требованиям. Это обеспечивает эффективность процесса. Управление должно быть устойчивым и оперативным. Руководители должны быстро реагировать на изменения, производящие внутри и снаружи вверенной им системы.

    Реализация поставленных целей и задач путем правильного управления должна поводиться непрерывно. Все стадии проходят последовательно, без перерывов и пауз. Управление должно быть эффективным. Это главное требование, которое выдвигается к этому процессу.

    Рассмотрев виды управления, его функции и составляющие, можно понять важность этого процесса. Поэтому к подобной деятельности выдвигаются высокие требования. Без грамотного управления невозможно гармоничное развитие системы.

    Лучшие статьи по теме