Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Планирование 
  • Штатное расписание школы. Штатное расписание бюджетной организации Кто утверждает штатное расписание образовательного учреждения

Штатное расписание школы. Штатное расписание бюджетной организации Кто утверждает штатное расписание образовательного учреждения

Каждое образовательное учреждение должно иметь четкую структуру организации, уровни подчиненности. Поэтому законодательно утверждена необходимость разрабатывать штатное расписание школы на учебный год.

Его необходимо предоставлять при проверках органами трудовой и налоговой инспекций. Отсутствие документа является нарушением Закона №402-ФЗ от 06.12.11, и влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо до 5 тыс. рублей, на организацию до 50 тыс. рублей.

Разработка штатного расписания в школе

Установление штатного расписания согласно пп.9 п.2 ст.32 Закона «Об образовании» относится к компетенции учреждения. Его разработка производится в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Департаментом образования. Основанием являются примерные расписания и нормы численности, подготовка которых относится к компетенции органов местной власти в области образования.

Исходя из этих норм, объемов финансирования на учебный год отдел кадров, экономист по труду заполняет форму Т-3. Это унифицированный документ, единый не только для общеобразовательных учреждений, но и для коммерческих организаций. Его форма утверждена Постановлением Госкомстата от 05.01.04 №1.

В шапке документа указывается период, на который он утверждается, для школы это 2016 – 2017 учебный год и дата, с которой действуют утвержденные нормы.

Наименования должностей в штатном расписании работников школы выбираются на основании целого перечня классификаторов и квалификационного справочника. При этом количество должностей и сама структура зависят от вида учреждения, количества классов, учащихся, применяемых учебных программ, прочего.

Для составления используют такие документы:

  • устав;
  • документ, регламентирующий структуру и штатную численность;
  • доведенные нормы численности на период;
  • типовые документы;
  • расчет окладов на месяц, смета.

Лицо, на которое возлагается составление и подготовка приказа об утверждении штатного расписания в ДОУ, должно иметь такие обязанности в должностной инструкции (в разделе выполняемых функций) и быть назначенным посредством издания приказа.

Порядок заполнения

Штатное расписание школы на 2016 - 2017 учебный год – основа для оформления и перевода сотрудников, поэтому важно соблюдать правила его заполнения. Ни одной графы исключить из формы нельзя.

Так что же необходимо указывать в каждом реквизите?

  • 1 – наименование отдела. Зачастую распределяется по категориям: административно-управленческий персонал, финансовый отдел, педагогический персонал, для обслуживания и иные;
  • 2 – код подразделения. Он устанавливается согласно порядку с целью упрощения документооборота;
  • 3 – наименование должностей и специальностей. В рамках каждого отдела они формируются в порядке старшинства от начальника к младшему сотруднику;
  • 4 – количество единиц по штату по каждой должности. Если должность предусматривает работу на полставки или четверть, то указываются доли 0,5 либо 0,25;
  • 5 – месячный оклад в рублях или тарифная ставка в зависимости от утвержденной договорами системы оплаты труда;
  • 6-8 – стимулирующие выплаты в виде премий, компенсаций, надбавок и иных доплат в соответствии с законодательством;
  • 9 – общая сумма доплат из граф с 6 по 8;
  • 10 – примечания, допустимо оставить ее не заполненной.

В документе необходимо также предусмотреть должности совместителей. Они указываются наряду с основными сотрудниками. Также при разработке особое внимание уделяется особенностям учебного процесса. Так как в школе могут потребоваться дополнительные единицы, если в ней предусмотрено углубленное изучение предметов, добавлен этнокультурный компонент, спортивная часть и прочее.

Приказ об утверждении штатного расписания в школе

Обычно штатное расписание утверждается на календарный год. Однако образовательные учреждения имеют свою специфику - для них используется учебный год. Начинается он в сентябре текущего, а заканчивается в мае-июне следующего.

Любое решение в организации принимается путем издания нормативно-правового акта, поэтому кадровое подразделение, бухгалтерия готовят приказ об утверждении штатного расписания в школе. После издания структура вступает в силу.

Нормативный акт должен содержать все стандартные реквизиты: наименование, вид документа, номер и дату, подпись руководителя. После разработки и подписания он регистрируется.

Приказ об утверждении штатного расписания 2017 года, образец:

Любые изменения в должностях или заработной плате находят отражение в документе и готовится приказ о внесении изменений. Если количество измененных позиций большое, то имеет смысл ввести новое штатное расписание, чтобы избежать ошибок.

Изменения в штатное расписание

Если необходимо добавить новые должности, изменить оклады, то вносятся изменения в штатное расписание. Как правило, для этого достаточно разработать дополнения к текущему документу, не переделывая и утверждая весь документ. Изменения формируются по форме Т-3 и содержат информацию лишь о новых должностях.

Все изменения и дополнение утверждаются приказом. В нем содержится обоснование, на основании которого произведены соответствующие изменения и их формулировка. Количество таких изменений законодательно не ограничено.

Если необходимо внести большое количество правок, то рекомендуется изложить штатное расписание в новой редакции. Для этого с учетом изменений разрабатывается новый документ и утверждается руководителем, издается приказ «об изложении штатного расписания школы в такой редакции».

По своему правовому статусу штатное расписание относится к , то есть находится в компетенции самого образовательного учреждения, что отражено в ст. 28 Закона об образовании. Несмотря на то, что Закон об образовании не предписывает образовательному учреждению обязательное составление такого документа и не обязывает иметь его в определенной законом форме, на практике возникают вопросы о его и согласовании с другими правовыми актами, действующими в системе образования.

В рассматриваемом документе закреплены структура, штатный состав, перечень и наименование должностей, профессий, окладов и надбавок для каждой из должностей, а также численность организации. В документе отражена организационная структура, штатная численность подразделений. Таким образом, он помогает решать вопрос, нужно ли привлекать внештатных работников или целесообразнее привлечь штатных в случае необходимости замещения. Что важнее всего, штатное расписание является обоснованием расходования денежных средств для оплаты труда работников образовательного учреждения.

Форма штатного расписания (Т-3) определена в Постановлении Госкомстата от 05.04.2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Это Постановление является единственным документом, регламентирующим формальную сторону рассматриваемого документа.

Как документ первичной учетной документации, штатное расписание образовательного учреждения подлежит правилам бухгалтерского учета, что отражается на форме и порядке заполнения документа. Федеральным законом закон от 06.12.2011 года № 402 ФЗ «О бухгалтерском учёте» установлен перечень обязательных реквизитов для документов этого вида. На форме должны присутствовать наименование документа, дата, наименование организации, обозначение работ (услуг) и величины их денежного измерения, должность лица, совершившего операцию, подпись уполномоченных лиц. Печать не указана как обязательный элемент заверения, но и не запрещает ставить печать организации.

Документ заполняется руководителем организации, либо начальником отдела кадров, либо бухгалтером. Постановление Госкомстата прибавляет к перечню в законе «О бухгалтерском учёте» код организации, который можно уточнить в информационном письме Госкомстата, и номер документа. В графе «Период» ставится дата ввода в действие расписания. В графе утверждения вносятся реквизиты приказа (наименование, дата, номер), которым штатное расписание было утверждено и определено количество штатных единиц.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Затем приводятся сведения о подразделениях организации, должностях и зарплатах: в первой графе – наименование подразделения; во второй – номер подразделения, начиная с главного; в третьей - должность, специальность, профессия, класс, разряд, категория, в соответствии с квалификационным справочником; в четвертой – количество штатных единиц; в пятой – размеры окладов по должностям за выполнение работ за единицу времени, либо за месяц; в графах с 6 по 8 вносятся надбавки и доплаты; в графе 9 прописывается итоговая сумма за месяц, в графу 10 вносятся примечания.

Вопросы согласования штатного расписания образовательного учреждения с другими нормативными актами в образовании

На практике возникают вопросы о согласовании штатного расписания с законодательными нормами и общественными организациями, касающимися регулирования трудовых отношений. В частности, надо ли согласовывать его с профсоюзной организацией. Поскольку штатное расписание является локальным нормативным актом, создаваемым работодателем, который не отчитывается перед общественным организациям, он не подлежит такому согласованию, если только работодатель сам не предусмотрел согласования с профсоюзной организацией в других своих нормативных актах.

Часто возникает вопрос о том, нужно ли знакомить работника со штатным расписанием, не ущемляются ли права работника в связи с тем, что его не ставят в известность. Здесь правовая практика исходит из того, что в законе нет норм, обязывающих руководство знакомить работника с этим документом. Кроме того, это нарушало бы правовые нормы о конфиденциальности персональной информации, содержащейся в расписании.

Отношение штатного расписания образовательного учреждения к его финансированию

Нередки вопросы об отношениях учредителя, формирующего объем государственного или муниципального задания, от которого зависит финансирование, и образовательного учреждения, это задание выполняющего и утверждающего штатное расписание как свой локальный нормативный акт. Нужно ли информировать учредителя об изменении штатного расписания, например, в случае введения новых ставок, которые учреждение вводит за счет средств, поступающих от деятельности, приносящей доход, а также за счет бюджетных субсидий? Такой нормы в законе нет, но учредитель вправе обязать подведомственное учреждение сообщать о создании новых должностей.

Также часто слышен вопрос, на основе какого норматива численности работников рассчитываются штатные единицы образовательной организации. На федеральном уровне такой норматив не определен, он существует сейчас только на муниципальном и региональном уровнях. Но по существу, такие нормативы не являются принципом финансирования образовательных учреждений. Большая часть образовательных учреждений (федеральные, муниципальные) финансируются, исходя из государственного или муниципального задания, следовательно, объем финансирования зависит не от штатного расписания, а от того, как рассчитывается государственное или муниципальное задание. В письме Министерства финансов от 1 октября 2014 года номер 02-01-0949180 приводятся методические рекомендации учредителю по расчету объема государственного или муниципального задания и финансирования соответствующих должностей работников в штатном расписании.

В заключение, надо отметить, что штатное расписание образовательного учреждения является одним из основных инструментов управления в руках руководителя. В этой связи чрезвычайно важно знать о правовом статусе образовательного учреждения , следить за актуальностью документа, понимать связь с другими правовыми нормами.

(126 Кб)

I. Общее положение

1.1 .Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. Под штатным расписанием понимают утверждаемый руководителем перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноимённых должностей (вакансий) и размеров должностных окладов

1.2.Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т- 3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности.

1.3.Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

1.4.При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н; Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением 7 Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.); Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.); Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.). Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

1.5.В случае если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленном по форме N Т-3 и содержащем только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

1.6.В соответствии с гл. 3 ст. 28 закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения.

1.7. Утверждает штатное расписание ОУ вышестоящий орган управления образованием. При этом для органов управления образованием нормативными документами в данной ситуации выступают Типовые штаты не утратившие силу до настоящего времени. - Приказ Минпросвещения СССР от 01.11.1984 № 122 «О порядке расчёта штатов и оплаты учителей I—IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» («Типовые штаты образовательных учреждений: Справочное издание». - М.: ИФ «Образование в документах», 2002); 8 - Приказ Минпросвещения СССР от 5.05.1987 № 86 «О Типовых штатах общеобразовательных школ» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 7); - Приказ Минпросвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем (с изм. от 5.05.1987)» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 5); - Письмо Минпросвещения СССР от 21.02.1987 № 13-М «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем» («Официальные документы в образовании», 1997, № 2); Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

1.8. Нормативы, приведённые в них, сегодня сохранены как примерные. При формировании штатного расписания и распределении должностных обязанностей следует использовать нормативный метод планирования, который опирается на учёт финансовых средств по фонду оплаты труда на всех бюджетных уровнях.

1.9. Численность работников зависит от вида ОУ, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).

II. Нормативные категории работников .

2.1. В штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников.

1. К административному персоналу относят: руководителя образовательного учреждения, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой

2. К педагогическому персоналу относят: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя- организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера- преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, инструктора по физической культуре.

3. К учебно-вспомогательному персоналу относят психолога, старшего вожатого, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинскую сестру, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистку, кассира (включая старшего), делопроизводителя, завхоза.

4. К категории обслуживающий персонал относят работников по должностям: рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, истопника, грузчика, дворника, садовника, сторожа, кочегара, электрика, подсобного рабочего, возчика, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, шеф- повара, повара.

2.2. Не допускается введение в ОУ должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.

2.3. Расчёт штатной численности работников ОУ начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс): оно равно общему число учебных часов в неделю по каждой учебной группе, делённому на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного ОУ. Расчёт количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана ОУ.

2.4. Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, при проведении занятия обучающихся во вторую (внеурочная деятельность, дополнительное образование и т.д) , дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчёта: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв. м. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади ОУ, подлежащей уборке (на основе технического паспорта ОУ), на норму убираемой площади на одного рабочего.

2.5. Для составления тарифных списков в образовательном учреждении создаются тарифная аттестационная комиссия и экспертная комиссия для определения доплат за неблагоприятные условия работы. Все результаты деятельности комиссий оформляются приказом руководителя ОУ.

2.6. Типовые штаты ОУ, утверждённые государственными органами управления образования, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют право ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием.

2.7. ОУ формирует своё штатное расписание в пределах средств, выделенных ему по установленным нормам, а также вводило в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие.

2.8. ОУ может содержать некоторые должности за счёт средств, полученных от юридических и физических лиц либо за счёт доходов от собственной деятельности.

2.9. Органы управления образованием не вправе обязывать ОУ приводить свои штатные расписания к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам

Штатное расписание школы содержит полный список должностей, определенных в организации, количество ставок на каждую должность, информацию о распределении обязанностей сотрудников учреждения, развернутую информацию о суммах выплат. Из документа можно узнать число сотрудников административного, педагогического, учебно-вспомогательного направления.

Образец штатного расписания школы

Расписание используется как основа для начисления заработных плат, оформления служебных записей, фиксации профессионального уровня педагогов и обязанностей персонала. Ознакомиться с образцом штатного расписания школы, можно, скачав файл:

Трудовой Кодекс страны предписывает наличие данного документа в каждом учреждении (ст.15), независимо от статуса и финансирования. При проведении инспекционных проверок, расписание будет проверяться в обязательном порядке. Отсутствие документа грозит наложением штрафа на руководителя школы в размере пяти тысяч рублей, а для самой организации – в 10 раз больше. Поэтому ежегодно ответственные сотрудники разрабатывают документ в установленные сроки.

Лица, выполняющие работу по составлению документа, должны быть назначены приказом или иметь данную обязанность в должностной инструкции. Следует отметить, что в случае изменений кадрового состава или размеров выплат, документ актуализируют после утверждения приказа об изменении штатного расписания в школе.

Утверждение документа – задача вышестоящего органа, управляющего образовательной деятельностью региона. При этом такие организации руководствуются Типовыми штатами ОУ, утвержденными еще в прошлом столетии, но до сих пор актуальными.

Нормативы, установленные в этих документах, в настоящее время используются в качестве примера и являются минимальными. Необходимо помнить, что при проверке инспектор не имеет права требовать четкого следования данным штатам, в связи с тем, что они носят рекомендательный характер.

Как составить штатное расписание школы по образцу

Разработкой документа занимается руководящий состав организации. Прежде чем начать работу в данном направлении, необходимо издать приказ об утверждении штатного расписания в школе. Пример приказа доступен по ссылке:

В качестве основополагающего документа для составления расписания используют методические рекомендации, которые были установлены Департаментом образования. Типовая форма (N T-3) расписания, принятая постановлением Госкомстата РФ, заполняется с учетом норм численности учащихся заведения. Организация имеет право дополнить форму, внося в нее уточняющую информацию.

Типовое штатное расписание общеобразовательной школы обычно включает в себя следующие разделы:

    название документа и период его действия;

    название подразделений, список руководящего персонала, педагогов, специалистов и обслуживающих работников;

    перечень должностей в порядке, соответствующем подразделениям, по старшинству;

    количество сотрудников по должностям, в том числе с указанием неполной ставки.

    оклады либо тарифную сетку по трудовым договорам;

    дополнительные выплаты в виде надбавок или премий и т.д.;

    итоговую сумму начислений.

Удобно разбить форму штатной сетки на несколько разделов по количеству категорий сотрудников. К административным должностям относятся руководитель школы и его заместители. Педагогические работники – это преподаватели, учителя ОБЖД, музыкальные работники, психологи, библиотекари, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, тьюторы, старшие методисты. К должностям учебно-воспитательного направления относятся вожатые, секретари, кассиры, бухгалтера, лаборанты, завхоз. Обслуживающий персонал включает должности уборщиц, слесарей, кочегара, водителя, гардеробщицы.

Количество сотрудников в заведении определяется, в первую очередь, его наполненностью и бюджетированием, а также с учетом вида учреждения, учебных программ, числа младших и старших классов. Например, расписание школы со стандартной формой обучения будет отличаться от документов, разработанных для школ-интернатов, организаций с углубленным изучением отдельных предметов или заведений вечернего (сменного) или коррекционного обучения.

По ряду причин штатное расписание общеобразовательных школ может изменяться. Школы на государственном обеспечении устанавливают численность сотрудников на основании внешних приказов. Частные организации имеют право добавлять должности и выплачивать им зарплату. Если муниципальное учреждение может позволить себе оплачивать работу дополнительного персонала, оно также может изменить штатное расписание в сторону увеличения единиц или должностей.

За составление тарифных списков в заведении отвечают две комиссии: тарифная аттестационная и экспертная. Их деятельность заключается в определении дополнительных выплат за отрицательные условия труда. Результаты работы комиссий необходимо оформлять в виде приказа за подписью директора.

В документе указывают суммы заработной платы за месяц, расшифровывая составляющие их части. Эти данные являются основой для определения расходов организации, ими также оперируют при составлении планов, привлечении дополнительных работников и принятии управленческих решений.

Кроме основных должностей, в штатную сетку должны быть включены совместители и специалисты, которые определяют и поддерживают специфический уклон школы (языки, спортивная направленность и т.д.). При составлении документа кроме следования нормативным актам, необходимо опираться на внутришкольные акты: Устав, сметные бумаги, количественные нормы, расчетные документы.

Следует понимать, что численность персонала может не совпадать с числом штатных единиц, потому что сотрудники могут быть оформлены как на 0,25, так и на 1,5 ставки. С увеличение количества параллельных классов должно увеличиваться и число должностей или сотрудников, работающих на одной должности. Для расчета ставок в штатном расписании школы используют стандартные методики и таблицы. Одна из таких таблиц представлена ниже:

Количество штатных единиц (ставки) в расписании школы

Обобщенная методика установления ставок включает в себя следующий расчет: количество рабочих учебных часов в неделю по группе обучающихся делят на норму нагрузки педагогов конкретного заведения. Количество ставок на каждый класс рассчитывают, опираясь на базисный учебный план школы.

При составлении документа необходимо внимательно относится к названиям должностей. Они должны соответствовать установленным в классификаторах для того, чтобы сотрудники учреждения могли претендовать на льготы.

Если ответственный работник впервые приступает к составлению штатной сетки в текущем году, не лишним будет воспользоваться шаблоном штатного расписания школы на 2019 год:

Действие документа длится один учебный год, после чего процедура повторяется, начиная с издания приказа о назначении ответственных и составлении расписания.

В соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года № 877-ПП, а также пунктом 2 приказа Департамента образования города Москвы от 20 января 2011 года № 64 «О признании утратившим силу приказа Московского комитета образования от 2 сентября 1996 г. № 373» приказываю:

2. Начальникам структурных подразделений Департамента образования города Москвы, начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных государственных образовательных и иных учреждений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказ возложить на заместителя руководителя Фаевскую И.К.

Методические рекомендации
по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы (далее по тексту «учреждение»), для оптимизации работы учреждений, а также эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесены установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов является компетенцией органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.);

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.);

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.).

При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.

При изменении наименования должности следует помнить, что, если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В случае, если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленному по форме N Т-3, и содержащему только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

Общий порядок составления и утверждения штатного расписания:

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя.

В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Предлагаемое учреждения носит рекомендательный характер. Штатные расписания лицеев, гимназий, прогимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением), Центров образования, средних общеобразовательных школ «Школа здоровья», Центров образования «Школа здоровья», средних общеобразовательных школ «Школа надомного обучения», средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, санаторно-лесных общеобразовательных школ и других видов учреждений разрабатываются с учетом особенностей в организации образовательного процесса.

Примерное штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Наименование должностей Количество штатных единиц в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, (в зависимости от численности классов)
до 10 11-13 14-16 17-22 23-29 30 и более
Директор 1 1 1 1 1 1
Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе 0,5 1 1 1 1,5 2
Заместитель директора по воспитательной работе 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по социальной защите 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по обеспечению безопасности 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе - - 1 1 1 1
Заведующий хозяйством 1 - - - - -
Секретарь-машинистка (документовед) 1 - 1 1 1,5 2
Старший вожатый 0,5 - 1 1 1 2
Заведующий библиотекой 1 - 1 1 1 1
Библиотекарь 0,5 0,75 1 1 2 2 .
Секретарь учебной части 0,5 - 1 1 1,5 1,5
Социальный педагог 1 - 1 1,5 2 2
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр) 0,5 - 1 1,5 2 2
Гардеробщик 1 1 1 1,5 2 2

1. Директор учреждения самостоятельно устанавливает количество необходимых штатных единиц заместителей директора, определяет их должностные обязанности.

2. Должность заместителя директора по учебной работе устанавливается в средних общеобразовательных школах, а в начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школах - должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. В учреждениях с числом 30 и более классов на каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы заместителя директора по учебной и учебно-воспитательной работе.

4. При наличии в учреждении предпрофильной подготовки или профильного обучения может быть введено дополнительно 0,5 единицы заместителя директора.

5. В средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов (или иных учреждениях, имеющих подобные классы в количестве не менее 5-ти) дополнительно устанавливается должность заместителя директора по каждому виду углубления.

6. При наличии в учреждении лицейских, гимназических классов дополнительно устанавливается должность заместителя директора, курирующего работу классов данного вида, из расчета: до 5-ти классов - 0,5 единицы, свыше 5 классов - 1 единица.

7. В кадетских школах дополнительно устанавливается 1 единица заместителя директора по учебно-воспитательной работе (военной подготовке и профильным дисциплинам).

8. В случае необходимости может быть введена должность заместителя директора по экономическим вопросам.

9. Должность заместителя директора (по дополнительному образованию) может быть введена в учреждениях, имеющих объем 300 и более академических часов в месяц (кружки, секции, отделения).

10. Для организации экспериментальной деятельности в штатном расписании учреждения предусматривается 1 единица заместителя директора, независимо от количества реализуемых экспериментальных проектов и не более 5 единиц специалистов (наименование должности специалиста - в зависимости от направления эксперимента) на каждый уровень эксперимента.

11. В средних общеобразовательных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования дополнительно может быть введено до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы.

12. Должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вводится при условии ведения учебной нагрузки менее 5 часов в неделю - 0,5 единицы, свыше 5 часов в неделю - 1 единица.

13. Должность педагога-психолога вводится из расчета 1 единица на 10 классов.

14. Должность педагога дополнительного образования вводится из расчета нагрузки 18 часов в неделю, 15 обучающихся в группе, не более 6 часов в неделю на 1 обучающегося в следующем порядке: от 5 до 9 классов - 0,5 единицы, 10-19 классов - 1 единица, более 20 - 1,5 единицы; при наличии учебного плана могут устанавливаться дополнительные ставки педагога дополнительного образования.

15. В учреждениях, имеющих классы компенсирующего обучения, при наличии более 3-х указанных классов дополнительно вводится 1 единица педагога-психолога, 1 единица социального педагога, 1 единица учителя-дефектолога.

16. Должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи.

17. Должность старшего воспитателя (классного) устанавливается из расчета 0,25 единицы на 1 класс-группу, при условии отмены доплат за классное руководство.

18. Должности инструктора по физической культуре и инструктора по труду (при наличии мастерских) вводится в следующем порядке: до 15 классов - 0,5 единицы, 16-19 классов - 0,75 единицы, 20 и более - 1 единица.

19. Должность лаборанта устанавливается при наличии в учреждении оборудованного физического, химического, биологического кабинета, кабинета иностранного языка (лингафонное оборудование) и других кабинетов, где проводятся лабораторные работы, из расчета 1 единица на кабинет.

20. При условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета учреждением с числом до 25-ти классов устанавливается по 1 единице главного бухгалтера, бухгалтера, экономиста и кассира, при наличии в учреждении 25 и более классов дополнительно вводится 1 единица бухгалтера.

21. При наличии в учреждении сертифицированных школьных музеев вводится по 1 единице педагога-организатора и документоведа на каждый музей.

22. При наличии оборудования для показа кино-, видео- и медиаматериалов устанавливается 1 единица техника или медиаспециалиста.

23. В учреждениях, где установлено специальное оборудование для проведения скрининг-диагностики зрения обучающихся вводится по 1 единице оператора (техника) скрининг-диагностики.

24. В учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности:

25. При размещении учреждения в нескольких зданиях на каждое здание вводится по 1 единице заведующего хозяйством.

26. Для работы с бесплатным фондом учебников дополнительно может быть введена должность библиотекаря из расчета: до 500 обучающихся - 0,25 единицы библиотекаря; от 500 до 700 обучающихся - 0,5 единицы библиотекаря; от 700 до 1200 обучающихся - 0,75 единицы библиотекаря; свыше 1200 обучающихся - 1 единица.

27. Должность воспитателя (для групп продленного дня) вводится из расчета 1,2 единица на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста - 1,25 единицы должности.

28. При наличии в учреждении групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста для всех групп кратковременного пребывания могут быть установлены следующие штатные единицы:

0,5 единицы воспитателя; 0,5 единицы помощника воспитателя; 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25 единицы педагога-психолога - из расчета на 1 группу;

0,25 единицы воспитателя физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; 0,25 единицы медицинской сестры - из расчета на 2 группы.

Дополнительно могут быть установлены штатные единицы для следующих видов групп кратковременного пребывания:

- «Группа развития» - 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Будущий первоклассник» - 0,25 единицы учителя-логопеда из расчета на 1 группу;

- «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - 0,5 единицы педагога дополнительного образования из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Группа для детей с отклонениями в развитии» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Особый ребенок» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии; 0,25 единицы медицинской сестры ЛФК - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна).

29. В учреждениях, имеющих структурные подразделения Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников могут быть введены дополнительно: заместитель директора по оздоровительной работе - 1 единица; врач-педиатр - 1 единица; старшая медицинская сестра - 1 единица; программист - 1 единица; инструктор-методист ЛФК - 0,25 единицы на 1 класс; классный воспитатель - по 0,5 единицы на класс-группу с учетом работы учреждения в режиме полного дня; по 1 единице социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога, специалиста-консультанта.

30. В учреждениях, работающих в режиме полного дня могут быть введены следующие дополнительные штатные единицы:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 единицы (до 15 групп), 1 единица (свыше 15 групп);

Воспитатель - количество ставок определяется количеством классов - групп;

До 5 единиц для проведения спортивно-оздоровительной работы (тренер, тренер-преподаватель).

Дополнительные единицы технического персонала устанавливаются исходя из 2-х сменной работы учреждения, из расчета 1 единица на 500 кв.м.

Должности шеф-повара, повара, кладовщика, подсобного рабочего, бухгалтера могут быть введены только при условии приготовления пищи непосредственно в учреждении.

31. В учреждениях, в случае необходимости, могут быть введены следующие должности:

Лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для занятий физкультурой (оснащенных спортивными снарядами и оборудованием) из расчета 1 единица на 1 учреждение (при наличии нескольких спортивных залов устанавливается дополнительно соответствующее количество лаборантов);

обслуживающий персонал (по нормативу) при увеличении продолжительности работы спортивных залов.

32. В случае организации в учреждении «Школы русского языка» могут быть введены следующие ставки:

Учитель русского языка как иностранного - по количеству групп - (но не более 6 единиц);

Воспитатель (для групп продленного дня) 1 единица на 2 группы, но не более 3 единиц;

33. В учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при открытии консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, могут быть введены следующие дополнительные ставки: старший воспитатель - 0,5 единицы; педагог-психолог - 0,25 единицы; учитель-логопед - -0,25 единицы; старшая медицинская сестра - 0,25 единицы.

34. При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования может быть введена 1 единица инженера.

35. В целях информационного обеспечения в учреждении могут быть введены следующие должности:

Наименование должностей Количество штатных единиц в зависимости от численности обучающихся
до 350 чел. 350-500 чел. Свыше 500 чел.
Заместитель директора (по информатизации) 1 1 1
Методист - 1 1,5
Наименование должностей Количество штатных единиц в зависимости от количества компьютеров
до 15 15-30 31-50 Свыше 50
техник - 1 1 1
лаборант 1 1 2 2
медиаспециалист - 0,5 1 1,5
документовед 0,5 1 1 1
Инженер - - 1 1
Системный администратор Должность вводится при наличии локальной и (или) телекоммуникационной сети с выходом учреждения в Интернет

В учреждениях, где установлено более 200 компьютеров, вышеперечисленные штатные единицы устанавливаются в пропорциональном соотношении, а также могут быть уменьшены с учетом наличия договора на обслуживание с окружным или городским информационно-аналитическим центром (кроме должности заместителя директора (по информатизации).

36. При наличии в учреждении дошкольного отделения, подразделения дополнительного образования, бассейна, межшкольного стадиона, школьной типографии, автотранспортного подразделения и других структурных подразделений могут быть установлены дополнительные штатные единицы по соответствующим примерным штатам подразделений или выделяются дополнительные ставки в соответствии с квалификационными характеристиками по должностям культуры, спорта, здравоохранения и других.

37. Штатные расписания средних общеобразовательных школ «Школ надомного обучения» рассчитываются, исходя из количества обучающихся, занимающихся по классно-урочной, групповой и индивидуальной формам обучения.

Должность педагога-психолога - из расчета 1 единица на учреждение, при специфических целях учреждения и с учетом характера проблем детей возможно введение дополнительных единиц педагога- психолога, но не более, чем 1 единица на 50 учащихся.

Должность учителя-логопеда - 1 единица на 16 человек (2 класса) детей с нарушением речи.

Учитель-дефектолог - 1 единица на 2 группы детей с нарушением слуха, интеллекта, речи.

Должность старшего (классного) воспитателя - из расчета 0,5 единицы на 1 класс, при условии отмены доплат за классное руководство.

Социальный педагог - из расчета 1 единица на 8 классов.

При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования возможно введение в штатное расписание дополнительных ставок специалистов.

В средних общеобразовательных школах «Школа надомного обучения» при наличии групп продленного дня дополнительно могут быть введены должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб. Общее число гардеробщиков не должно превышать 3-х единиц. Должности гардеробщиков вводятся при наличии оборудованных гардеробов.

Должности медицинских работников могут быть введены в следующем порядке:

врач - 0,5 единицы на учреждение, медицинская сестра - 1 единица, инструктор ЛФК - до 13 классов - 1 единица, от 14 классов - 2 единицы.

38. Должность инженера по охране труда устанавливается из расчета: до 50-ти работающих - 0,5 единицы, свыше 50-ти работающих -1 единица.

39. В учреждениях-новостройках, при наличии лифтов, устанавливается по 1 единице лифтера на лифт.

40. В учреждениях, оборудованных современным технологическим оборудованием, может быть введена должность инженера по зданию.

41. В штатных расписаниях специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением) предусматриваются 2 единицы воспитателя, 2 единицы учителя трудового обучения на каждый класс (группу). Должности учителя-логопеда, учителя-дефектолога - из расчета по 1 единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи, педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта - 2 единицы на учреждение.

42. Должности рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования на отопительный сезон устанавливаются в следующем порядке:

При наличии центрального отопления - 1 единица рабочего по обслуживанию зданий в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.м. - 5 единиц в смену в каждой котельной;

При газовом отоплении - 1 единица в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - 2 единицы в смену, - при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, - 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - 1 единица указанного рабочего в смену.

Из общего числа указанных должностей на круглый год устанавливается 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

Должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений устанавливается в штатных расписаниях учреждений в случае отсутствия договора на обслуживание.

При наличии в учреждении 2-х и более самостоятельных зданий, в штатное расписание могут вводиться дополнительные единицы по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

43. Должность гардеробщика устанавливается при наличии в учреждении оборудованных гардеробов из расчета 2 единицы на гардероб.

В учреждениях, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую смену или при наличии групп продленного дня дополнительно вводятся должности гардеробщика из расчета 0,5 единицы на гардероб, но не более 3 единиц на здание. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии в школе оборудованных гардеробов.

44. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (уборщицы) вводится из расчета 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, но не менее 0,5 единицы на учреждение.

Для уборки помещений, используемых под занятия с детьми во вторую половину дня, в том числе: занятия обучающихся во вторую смену, работа групп продленного дня, проведение учебных занятий по дополнительному образованию дополнительно могут быть установлены должности уборщика служебных помещений из расчета: в учреждениях, работающих в 2 смены - 0,25 единицы на каждые 250 кв.м., а в школах, имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, используемой обучающимися этих смен и группами продленного дня.

45. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (дворника) устанавливается в соответствии со следующими нормами убираемой площади (но не менее 1 единицы на учреждение):

При ручной уборке территорий в теплый период года (с апреля по октябрь включительно - 213 дней)

При ручной уборке территорий в холодный период года (с ноября по март включительно - 152 дня)

Виды покрытия Нормы на одного дворника, кв.м.
Усовершенствованное покрытие 900

46. При наличии в учреждении автотранспортных средств устанавливаются ставки водителей из расчета 1 единица на 1 автотранспортное средство (при наличии техпаспортов), при количестве автотранспортных средств более 4-х может быть введена 1 единица автослесаря или механика (в случае отсутствия договора на техобслуживание в сервисном центре).

47. В учреждениях, где организован сон обучающихся, воспитанников 6- летнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными, устанавливается должность рабочего по стирке спец. одежды (белья) из расчета 0,25 единицы на каждый такой класс, а также должность кастелянши из расчета 0,5 единицы на учреждение.

48. Должность сторожа устанавливается в учреждениях, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны, из расчета 4,3 единицы на 1 учреждение. При размещении учреждения в двух и более отдельно стоящих зданиях ставки выделяются по количеству зданий.

В учреждениях, имеющих на своем балансе межшкольные стадионы, дополнительно устанавливается 2 единицы сторожа.

49. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, а также зимний сад или рекреации с зелеными насаждениями может быть установлена 1 единица садовника.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. № 166 “Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы”

Обзор документа

В штатном расписании отражается структура и штат учреждения, содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. В штатное расписание вносятся изменения в случае, если имеются вакантные должности и в ближайшее время не планируется их замещение, а также в случае, когда необходимо внести новые должности. Образовательные учреждения самостоятельны в определении количества ставок в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Штатное расписание утверждается приказом руководителя учреждения и подписывается руководителем учреждения, руководителем кадровой службы, главным бухгалтером.

Утверждено примерное штатное расписание, которое носит рекомендательный характер.

Лучшие статьи по теме