Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Планирование 
  • Тип губки Строение и жизнедеятельность. Общая характеристика Губки (Porifera или Spongia) тип беспозвоночных животных, включает четыре класса: обыкновенные

Тип губки Строение и жизнедеятельность. Общая характеристика Губки (Porifera или Spongia) тип беспозвоночных животных, включает четыре класса: обыкновенные

Тип губки

Составитель: Бобровская Е.В.



Тип губки

Губки - исключительно своеобразные Животные. Их внешний вид и строение тела столь необычны, что долгое время не знали, куда отнести эти организмы, к растениям или животным. В средние века, например, и даже значительно позднее губки вместе с другими подобными же «сомнительными» животными (мшанками, некоторыми кишечнополостными и др.) помещали среди так называемых зоофитов, т. е. существ, как бы промежуточных между растениями и животными. В дальнейшем на губок смотрели то как на растения, то как на животных. Лишь в середине XVIII в., когда подробнее познакомились с жизнедеятельностью губок, окончательно была доказана их животная природа. В отличие от колонии простейших, состоящих из более или менее однообразных и независимых клеток.



Тип губки

Класс Стеклянные губки

Класс Известковые губки

Класс Обыкновенные губки








Питание Губок

По способу питания Губки являются фильтраторами.

1 - парагастральная полость, 2 - устье,

3 - хоанаоциты (воротничковые клетки энтодермы), 4 - эктодерма,

5 - иглы минерального скелета,







Регенерация Губок

Если тело взрослой губки продавить через сетчатую ткань, то все клетки отделятся друг от друга, как просеянные сквозь сито. Если затем поместить все эти отдельные клетки в воду и осторожно, тщательно перемешать, полностью разрушив все связи между ними, то спустя некоторое время они начинают постепенно сближаться и воссоединяются, образуя целую губку, сходную с прежней.








Пресноводная бадяга

Из многочисленного семейства губок в пресной воде встречается только один род - пресноводная губка, или бодяга. Губка эта представляет собой белую с зеленым оттенком ноздреватую массу, прикрепленную к камням, веткам дерева или вообще какому-нибудь твердому предмету под водой. Таков ее внешний вид. Если же мы рассмотрим ее в микроскоп, то различим две массы: одну твердую - остов и другую студенистую, обволакивающую собой этот остов. Первая состоит из плоских кремнистых игл, которые расположены таким образом, что несколько игл образуют нечто вроде столба, причем острия их лежат под некоторым тупым углом. Острия эти, невидимые, пока губка лежит в воде, появляются сейчас же, как только ее вынут из воды.


Использование бадяги

Бодяга продается в аптеках в расфасовке по 50-100 граммов.Маски из бодяги действительно широко применяют в косметической практике для лечения угревой сыпи, рассасывания подкожных кровоизлияний (синяков), отшелушивания веснушек, хлоазм и других пигментации. Вызывая резкую гиперемию, бодяга рассасывает инфильтраты, подсушивает гнойничковые высыпания, вызывает шелушение кожи, тем самым устраняя пигментные пятна- следы бывших угрей.


Использование туалетной губки

С глубокой древности, по крайней мере с античных времен, туалетная губка используется человеком для мытья тела. Позднее, в средние века, она стала применяться также в медицине в виде тампонов для остановки кровотечения и при лечении заболеваний зобной железы. В последнем случае препарат жженой губки прописывался как внутреннее средство. Действие такого препарата вполне объяснимо, поскольку в составе рогового вещества губки содержится йод. В то время еще не знали причин зобных заболеваний и лечебные свойства жженой губки были установлены исключительно опытным путем.


Использование стеклянных губок

Некоторые стеклянные губки имеют очень красивый и изящный скелет. Очищенный от органического вещества скелет таких губок используют как украшение и сувениры. Особенно красива уже упоминавшаяся губка корзинка Венеры. Ее скелет имеет вид нежного ажурного цилиндра настолько замысловатого и тонкого строения, что он кажется сделанным искусной рукой человека. Рассказывают, что первый экземпляр этой губки, привезенный в Европу, был куплен за баснословную сумму в 600 марок. И до настоящего времени корзинка Венеры считается очень ценным украшением.



Строение губок

Три типа строения губок

Скелетные иглы губок



Систематика губок

известковые

обыкновенные

стеклянные


Значение губок в природе и жизни человека

1.Служат пищей водным животным.

2.Являются средой обитания для мелких животных.

3.Очищают воду.

4.Испорльзуются в медицине, парфюмерии, для полировки деталей и как удобрения.

Пресноводная губка бодяга


Ответьте на вопросы:

1.Какова основная особенность строения тела губок?

2.Можно ли утверждать, что губки – многоклеточные животные?

3.Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбоводства?

4.Как человек использует животных данного типа?


.

  • Губки – это биофильтраторы.

Решите, какое утверждение верное.

Выпишите номера правильных утверждений .

  • Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  • Все губки имеют ткани и органы.
  • Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  • Губки обладают способностью к регенерации.
  • Все тело губки пронизано порами.
  • Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  • Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  • Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  • Губки – это биофильтраторы.
  • Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Решите, какое утверждение верное.

Выпишите номера правильных утверждений .

  • Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  • Все губки имеют ткани и органы.
  • Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  • Губки обладают способностью к регенерации.
  • Все тело губки пронизано порами.
  • Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  • Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  • Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  • Губки – это биофильтраторы.
  • Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Решите, какое утверждение верное.

Выпишите номера правильных утверждений .

  • Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  • Все губки имеют ткани и органы.
  • Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  • Губки обладают способностью к регенерации.
  • Все тело губки пронизано порами.
  • Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  • Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  • Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  • Губки – это биофильтраторы.
  • Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Решите, какое утверждение верное.

Выпишите номера правильных утверждений .

  • Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  • Все губки имеют ткани и органы.
  • Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  • Губки обладают способностью к регенерации.
  • Все тело губки пронизано порами.
  • Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  • Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  • Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  • Губки – это биофильтраторы.
  • Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

Решите, какое утверждение верное.

Выпишите номера правильных утверждений .

  • Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  • Все губки имеют ткани и органы.
  • Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  • Губки обладают способностью к регенерации.
  • Все тело губки пронизано порами.
  • Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  • Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  • Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  • Губки – это биофильтраторы.
  • Мезоглея – это слой поверхностных клеток.


Общая характеристика Губки (Porifera или Spongia) тип беспозвоночных животных, включает четыре класса: обыкновенные губки (Demospongiae), известковые губки (Calcarea), шестилучевые (или стеклянные) губки (Hexactinellida) и Sclerospongiae. Губки относятся к наиболее примитивным многоклеточным организмам, не имеют ясно дифференцированных тканей и обособленных органов. Имеют скелетные образования в виде известковых, кремнезёмных игл или волокон белка спонгина.


Строение губок Губку можно схематично представить в виде двух слоёв клеток эпителиальных и пищеварительных, а между слоями формируется твердый скелет из известковых или кремнезёмных игл. Тканевая организация губок развита очень слабо; имеются особые клетки, обеспечивающие циркуляцию воды и питание - хоаноциты. хоаноциты Если губку измельчить, то её клетки могут снова сформировать полноценное животное.


Тело губок состоит из множества клеток, выполняющих различные функции. Однако, в отличие от остальных многоклеточных животных, у губок нет дифференциации на ткани. 1 парагастральная полость, 2 устье, 3 хоанаоциты (воротничковые клетки энтодермы), 4 эктодерма, 5 иглы минерального скелета, 6 канал.




Стеклянные губки Шестилучевые губки (стеклянные губки, Hexactinellida, Hyalospongia) класс губок. Преимущественно одиночные, типично океанические организмы, обитающие обычно на глубине более 100 м (вплоть до ультраабиссали). Тело мешковидное, трубчатое, бокаловидное или бочонковидное, до 2 м в высоту. Скелет состоит из шестилучевых кремниевых игл (отсюда название); лучи лежат в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях, у части игл один или несколько лучей редуцированы. Каналы, пронизывающие стенки тела (канальная система), упрощённого лейконоидного типа. Около 500 видов; в морях России 34 вида, из них 6 в северных морях и 28 в дальневосточных. губок


Жизнедеятельность губок Жизнедеятельность Г. связана с непрерывным процеживанием окружающей воды, которая благодаря согласованному биению жгутиков множества хоаноцитов входит в поры и, пройдя систему каналов и атриальную полость, через устье выходит наружу. С водой в губку попадают мелкие пищевые частицы (детрит, простейшие, диатомовые водоросли, бактерии и пр.) и удаляются продукты обмена. Захват пищи производится клетками стенок приводящих каналов или хоаноцитами.


Размножение Большинство Г. гермафродиты. Половые клетки развиваются в мезоглее. Живчики покидают тело Г., проникают в другие особи со зрелыми яйцами и оплодотворяют их. Из яйца развивается мерцательная личинка, которая выходит наружу и некоторое время плавает в воде, затем садится на дно и превращается в молодую Г.: при метаморфозе наблюдается свойственный только Г. процесс т. н. извращения зародышевых листиков, при котором клетки наружного слоя мигрируют внутрь, а клетки внутренего слоя оказываются на поверхности. гермафродиты метаморфозе У Г. широко распространены разные формы бесполого размножения: почкование, образование геммул и др. Почки, вырастающие на теле Г., обычно не отделяются от материнского организма, что ведёт к образованию колоний самой различной формы: в виде деревцев или кустиков, распластанных на субстрате корок, массивных и лопастных бугров и т. д. Одиночные губки имеют высоту от нескольких миллиметров до 3 сантиметров, колонии до 1,5 м. Распространены широко: от прибрежной зоны до глубины 8500 м.



Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации представителей типа Губки.

  • Образовательные: рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности; показать их роль в природе и жизни человека.
  • Развивающие:
  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в учебных ситуациях.
  • Воспитательные:
  • формировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов животных;содействовать воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, иллюстрации с изображением губок, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.

План урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие
  • Подготовка класса к работе
  • Наличие учащихся

2. Постановка целей и задач.

От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные создания природы – губки. Их вид и строение так необычны, что долгое время ученые не могли решить: растения они или животные. Латинское название губок переводится как “пористые животные”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром губок, узнаем особенности их внешнего и внутреннего строения, рассмотрим их многообразие и роль в природе и жизни человека (Презентация. Слайд 2 ).

3. Изучение нового материала.

Форма тела губок чрезвычайно разнообразна. Часто они имеют вид корковых, подушковидных, или комкообразных обрастаний и наростов на камнях, раковинах моллюсков или на каком-нибудь другом субстрате. Нередко среди них встречаются также более или менее правильные шаровидные, бокаловидные, воронковидные, цилиндрические, стебельчатые, кустистые и иные формы. Губки не передвигаются, не реагируют на самые сильные раздражители. И все-таки губки – особый тип царства животных (Слайд 3 ).

Своей формой губки напоминают двуслойный мешок или бокал (Слайд 4 ), внешний слой которого (эктодерма) состоит из плоских поверхностных клеток, а внутренний (энтодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи и воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют.

Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов (Слайд 5 ).

Процессы жизнедеятельности:

1. Дыхание. (Слайд 6 ). Как и большинство животных, обитающих в водной среде, губки используют для дыхания растворенный в воде кислород. Ток воды, проникающий во все полости и каналы губки, снабжает близлежащие клетки и мезоглею кислородом и уносит выделяемую ими углекислоту. Таким образом, газовый обмен с наружной средой осуществляется у губок непосредственно каждой клеткой или через мезоглею.

2. Питание. Губки питаются главным образом взвешенными в воде остатками отмерших животных и растений, а также мелкими одноклеточными организмами.

3. Выделение. Непереваренные остатки пищи выбрасываются в мезоглею и постепенно скапливаются около отводящих каналов, а затем поступают в просветы каналов и выводятся наружу.

Следовательно, основные жизненные отправления губок осуществляются крайне примитивным способом. При отсутствии специальных органов процессы дыхания, питания и выделения протекают у них внутриклеточно, за счет деятельности отдельных клеток.

4. Размножение. (Слайд 7) . Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем.

5. Регенерация. (Слайд 8 ). Хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений.

Тип Губки подразделяется на три класса. (Слайд 9 )

Тип Губки.

  1. Класс Известковые губки.
  2. класс Обыкновенные губки.
  3. класс Стеклянные губки.

Класс Известковые губки. (Слайд 10 )

Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату.

Класс Обыкновенные губки. (Слайд 11 )

К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скелет кремниевый. Обитают как в морской так и в пресной воде.

Класс Стеклянные губки. (Слайд 12 )

Стеклянные губки – своеобразные морские, преимущественно глубоководные, губки, достигающие 50 см в высоту и более. Тело их чаще всего бокаловидное, мешковидное или трубчатое, мягкое и легко рвущееся наподобие непрочного войлока, или при более значительном развитии скелета – довольно твердое и ломкое. Цвет серый, коричневый, белый или желтоватый. Обычно одиночные, реже колониальные организмы.

Значение Губок. (Слайд 13 )

  • пища для водных животных;
  • изготавливаю украшения;
  • используют в медицинских целях;
  • используют в технических целях;
  • туалетная губка – гигиенический материал.

Выводы к уроку. (слайд 14 )

  • Губки – это многоклеточные водные животные.
  • Ведут прикрепленный образ жизни.
  • Являются биофильтраторами.
  • Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл.
  • Отсутствуют ткани и органы.
  • Размножаются бесполым и половым путем.
  • Способны к регенерации.
  • Насчитывают 8000 видов.

4. Закрепление изученного материала.

Тест “ Тип Губки”. (Слайд 15 )

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.

  1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  2. Все губки имеют ткани и органы.
  3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  4. Губки обладают способностью к регенерации.
  5. Все тело губки пронизано порами.
  6. Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  9. Губки – это биофильтраторы.
  10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

5. Домашнее задание. (Слайд 16 )

Прочитайте текст учебника на стр. 99–100 (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”.

Список используемой литературы.

  1. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина / авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2008. – 141 с.
  3. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс” / Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 254 с.
  4. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1994.
  5. Энциклопедия для детей. Биология. Т2. М.: Аванта+, 2001.







По типу питания губки – биофильтраторы. Питаются в основном взвешенными в воде остатками отмерших растений и животных, а также одноклеточными организмами Дышат растворенным в воде кислородом. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через устье У губок отсутствуют ткани и органы.
















Выводы к уроку Губки – это многоклеточные водные животные Ведут прикрепленный образ жизни Являются биофильтраторами Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл Отсутствуют ткани и органы Размножаются бесполым и половым путем Способны к регенерации Насчитывают 8000 видов


Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.


Домашнее задание Прочитайте текст учебника на стр (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тип Губки

Среда обитания, образ жизни 1. Пресные или морские водоемы 2. Прикрепленные; одиночные и колониальные стр.22-23

Строение. Форма тела. Двуслойные *эктодерма (наружный слой) - плоские эпителиальные клетки *энтодерма (внутренний слой)- жгутиковидные клетки

Питание Фильтраторы Мелкий планктон, отмершие части растений и животных Вода засасывается через поры →жгутики задерживают пищу, ложноножки захватывают→вода выводится через устье?1. В чем преимущества фильтрации? 2. Почему у губок такой способ питания?

Дыхание поверхностью тела

Выделение всеми клетками через сократительные вакуоли

Разнообразие губок бадяга

корзинка Венеры

губка-ваза

С током воды губкам приносятся питательные вещества и удаляются продукты обмена. Поэтому лучше всего губки развиваются в местах с интенсивной сменой окружающей воды. Какие приспособления должны были выработаться у губок, обитающих в морях с сильным течением?

Лучшие статьи по теме