Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Управление 
  • Конспект в таблице на тему городецкая роспись. Конспект урока изо на тему «композиционные решения в городецкой росписи

Конспект в таблице на тему городецкая роспись. Конспект урока изо на тему «композиционные решения в городецкой росписи

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левороссошанская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Детский сад

Каширского муниципального района

Воронежской области

Конспект занятия на тему « Городецкая роспись»

Воспитатель: Пономарева О.И.

с. Левая Россошь

2018 год

Цель :

Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла . Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи :

Обучающие:

Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. закреплять и углублять знания о городецкой росписи . Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

Развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

Воспитывать уважение к труду городецких мастеров , интерес к их работе.

Материалы :

гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды .

Предварительная работа :

Рассматривание предметов народного промысла;

Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

Дидактическая игра "Выложим узор"

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Мы пойдем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы нарисуем сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Воспитатель : О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим что же нам прислали! Какие то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски . Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами . Украсим доску “бутонами” и “листьями”.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера ?

Ответы детей.

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ?

Ответы детей . (уточнение названий : розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттеневку : рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку :

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка» . Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца .


Описание материала: предлагаю конспект кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Этот конспект направлен на формирование у детей интереса к изучению росписи по дереву и посещению занятий кружка «Роспись по дереву».

Конспект кружкового занятия по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»

Цель : формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: слайды «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, башкирской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца; педагогический рисунок.

Материалы и приспособления для учащихся : яйцо (белье для росписи ), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

В) анализ работ

4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Приветствие.

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

А) теоретическая часть: тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим три из них, которая изучает данная программа: Хохлома, Башкирская роспись, Городец

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий - сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

Популярность Хохломской росписи вызывало и вызывает подражание. Но из всех попыток единственный самостоятельный ход нашли мастера и художники Башкортостана. В башкирском художественном объединении «Агидель» складывается новый вид декоративной росписи, в которой заложена уникальная технология Хохломы. А сам тип росписи отличается от свободного Хохломского письма строгой симметричностью в мотивах напоминавших световую мозаику. Сами формы предметов, украшенных Башкирской росписью, взяты от деревянной посуды имеющей широкое распространение в быту местных жителей и отвечающей национальной культуре башкир.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи - Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко - желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир - пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае - не случайный предмет. Ведь пасха - это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.

(Показ слайдов.)

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие - сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Приступаем к расписыванию яйца. Нам дано яйцо с выполненным подмалевком. Наша задача выполнить самый красивый этап в росписи «оживка» и «травка». (Показываю на доске, дети выполняют роспись на своих работах). Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения физкультминутки.

Трехина Евгения Алексеевна
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №76" комбинированного вида
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись» Трехина Евгения Алексеевна МАДОУ "Детский сад №76" комбинированного вида Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись»

Цель: познакомить детей с городецкой росписью.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с городецкой росписью; учить выделять основные элементы узора.

Развивающая: развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, воображение; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;

Воспитательная: воспитание у детей интереса и уважение к труду художников – оформителей, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Наглядный материал: выставка изделий с городецкой росписью.

Раздаточный материал: кисточки, краски, макеты разделочных досок из альбомных листов, баночки с водой.

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Наша страна Россия богата народными умельцами. Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки – называя эти элементы.

Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает.

После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку:

Физминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся

(встают, руки на поясе)

Шевельнулся, потянулся

(тянутся влево, вправо)

Взвился вверх и полетел

(бег на месте)

Солнце утром лишь проснется

(потянулись)

Бабочка кружит и вьется.

(машут руками)

(можно повторить два раза)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

– Молодцы, дети, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Оглавление

    Введение……………………………………………………………………3

    Сценарный план урока…………………………………………………….5

Приложение………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………… ..11

Введение

Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.

Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.

Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.

Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.

В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи.

Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- изучение нормативных документов и законов;

Изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);

Написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;

Создание системы оценивания планируемых результатов;

Анализ урока, выводы.

Сценарный план урока изобразительного искусства: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.

Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

Задачи:

Изучить историю росписи;

Познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;

На основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.

Планируемые результаты:

предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.

метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.

личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

План урока:

    Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.

    Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.

    Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции). 10 мин

    Постановка художественной задачи. 2 мин.

    Самостоятельная работа. 15 мин.

    Рефлексия. 3 мин.

    Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.

Оборудование:

Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, ножницы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока:

1.Организация класса. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной росписью, а название её Городецкая!

Но прежде, чем мы начнём, я попрошу вас сделать подготовительную работу.

Возьмите альбомный лист А4, сложите его пополам по вертикали,в верхнем правом углу сложенного листа отрежьте уголок (показываю) , теперь разверните лист, у нас получилась разделочная доска! Закрасьте её полностью бежевым или песочным цветом, чтобы имитировать цвет дерева и пока вы это делаете, слушайте мой рассказ.

2.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.

Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Каким цветом? - Белым.

Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.

Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

3.Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции).

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.

А как называется ученик мастера?

Подмастерья!

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Первый элемент-розан.

Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.

Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)

Сначала розовым цветом выполняем кружок.

В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

Рисуем дужки тем же красным цветом.

Даем работе подсохнуть, в то время когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).

Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.

Затем выполняем оживку в цветке купавки.

Нам нужно изобразить листки.

Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).

Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.

4. Постановка художественной задачи.

- Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.

Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).

5.Самостоятельная работа.

Коня мы с вами выполним вместе.

Какой цвет используем для его изображения?

Черный цвет.

Начнем.

Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.

От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

Изобразим голову лошади - маленькая капля.

Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

Хвост три мягких мазка.

Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.

Белым цветом выполним оживку.

Конь готов.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

Коня мы с вами изобразили, а вот цветы по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).

6.Рефлексия.

О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

Какие цвета характерны для городецкой росписи?

7.Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.

Выставка работ на доске.

Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).

Заключение.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Литература.

    Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.

    Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

    Неменский, Б.М, Неменская Л.А., Горяева Н.А, Питерских А.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы.- М. «Просвещение» 2012

    Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.

    Шпикалова,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников.- М. «Просвещение» 2010

Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

— Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

— Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

— Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

Мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

— Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование:

— для учителя: картины с Городецкой росписью, гуашь, кисти, альбом;

— для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд: слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

— На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

— Как они называются?

— Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Показ)

Особенности Городецкой росписи:

— Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Показ)

— Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Показ)

— Как вы думаете, что изображено на этой работе?

— Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Показ)

— Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Ещё одна особенность - рисунок наносился по готовому цветному фону. (Показ)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Показ) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» — цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» — обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» — разбавленным цветом, а «тенёвка» — насыщенным. (Показ) На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Показ) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Показ)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

4. Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

— На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, показ изделий Городца)

5. Анализ и оценка работ детей

6. Выставка работ детей.

— С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

— О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

— Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

7. Заключительное слово.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудным садом -

— Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

8. Задание на дом

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Скачать >>

Метки к статье: Конспект, Конспект урока, Изо, 5 класс

Лучшие статьи по теме