Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление

Оформление выставки в детском саду. Творческие выставки

Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.

Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.

Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >

В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.

"Тематические мини-выставки в детском саду"

Возрастная группа Осень Зима Весна
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
2-я младшая группа /адаптационный период/ Моя любимая игрушка Мы милашки-куклы неваляшки Матрешки Мы с мамой улыбаемся "Я - игрушка заводная"
Средняя группа Сувениры с моря Мишка косолапый Снегурочка Чайничек с крышечкой Миниатюрные кошечки Мой веселый звонкий мяч День семьи - выставка семейных фото
Старшая группа Диковинки с грядки/украшаем стол Интерактивная игрушка Колокольчики Елочка-красавица Игрушки из прошлого времени Шкатулочки Большое космическое путешествие Праздник Победы
Подготовительная группа Выставка Азбуки и букваря Морские диковинки Выставка часов Выставка снеговиков Выставка военной техники Выставка форфоровых кукол Выставка пасхольных яиц Наши деды - славные победы

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

«Тематические выставки

для родителей в ДОУ»

Из опыта работы

С.Р. Лагутиной

учителя-логопеда

Большое место в работе с родителя занимают тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна: «Расстройства речи», «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные, и их детеныши», «С Новым годом!», «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Моя Москва», «Скоро в школу!», «Здравствуй, лето!».

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В брошюре подобраны содержания некоторых наших тематических выставок для родителей.

«Овощи и фрукты»

(оформляется на 4-х карточках с цветными иллюстрациями)

Эти овощи и фрукты должны знать и называть дети 6-7 лет.

Овощи: огурец, редька, репа, редис, лук, чеснок, капуста, кабачок, патиссон, тыква, помидор, морковь, картофель, перец, баклажан, арбуз, дыня.

Примечание: слово овощ – мужского рода (нет овоща ).

Фрукты: яблоко, груша, абрикос, персик, слива, вишня, черешня, виноград, лимон, мандарин, гранат, банан, апельсин, ананас.

Примечание: много яблок, абрикосов, вишен, лимонов, мандаринов, апельсинов, гранатов.

Дети должны уметь сравнивать овощи и фрукты, т.е. объяснять, чем похожи и чем отличаются (по форме, по величине, по цвету, по вкусу), как растут, как употребляются в пищу.

Примерные пары для сравнения:

огурец – яблоко репка – редиска

яблоко – груша морковь – лук

лимон – апельсин свекла – редька и т. п.

Учение детей составлять загадки-описания, основываясь на характерных признаках отдельных овощей и фруктов.

Пример. Растет в огороде, круглая, приплюснутая, с хвостиком, желтая, сладкая; едим корешки, а не вершки. Можно есть сырую и вареную. Про нее знаем сказку. Что это? (Репа.)

Побывайте вместе с ребенком в специализированном магазине «Овощи-фрукты». Купите разные овощи и фрукты в присутствии ребенка. Познакомьте его с работой продавца. Дома покажите ребенку, как моют овощи и фрукты, чистят, режут, трут на терке и т. д., т. е. приготавливают для употребления в пищу. Дайте попробовать овощи в сыром виде, вареном, жареном, соленом; сравните на вкус несколько разных овощей и фруктов. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в щи, в рассольник и т.п.

Что делают из фруктов? Как будут называться варенья, джемы, соки из разных фруктов? (Варенье сливовое, яблочное, персиковое, грушевое и т.д., сок морковный, свекольный, из помидоров-томатов – томатный и т.д.)

В зависимости от имеющегося материала к теме количество карточек может меняться. Так, на тему «Овощи – фрукты» мы оформили 4 карточки, а на тему «Дикие и домашние животные, и их детеныши» - 6 карточек.

«Дикие и домашние животные, и их детеныши»

Этих зверей должны знать дети 6-7 лет.

Звери средней полосы или наших лесов: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, рысь, бурый медведь.

Звери севера: белый медведь, морж, тюлень, песец, олень.

Звери жарких стран: слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард.

Этих домашних животных должны знать дети 6-7 лет: собака, кошка, лошадь, корова, овца, свинья, осел, верблюд, олень.

Дети 6-7 лет должны называть правильно детенышей диких и домашних животных:

у белки – бельчонок – бельчата у лисы – лисенок – лисята

у зайчихи – зайчонок – зайчата у волчихи – волчонок – волчата

у лосихи – лосенок – лосята у моржихи моржонок – моржата

у слонихи – слоненок – слонята у тигрицы – тигренок – тигрята

у собаки – щенок – щенки, щенята у козы – козленок – козлята

у ослицы – осленок – ослята у коровы – теленок – телята

у лошади – жеребенок – жеребята у овцы – ягненок – ягнята

у свиньи – поросенок – поросята у львицы – львенок – львята

у верблюдицы – верблюжонок – верблюжата

у медведицы – медвежонок – медвежата и т.д.

Обратите внимание, что: у зайчат мама – зайчиха

у крольчат – крольчиха у моржат – моржиха

у слонят – слониха у волчат – волчица

у медвежат – медведица у тигрят - тигрица

Дети должны знать, кто где живет:

лиса – в норе собака – в конуре

волк – в логове корова – в коровнике

медведь – в берлоге свинья – в свинарнике

белка – в дупле лошадь – в конюшне

овцы и козы – в хлеву

Упражнения на развитие логического мышления у детей.

1. Назвать характерные признаки внешнего вида отдельных животных (у слона – хобот, у носорога на носу – рог, у рыси и белки – на ушах кисточки и т.д.).

2. Кто лишний (лиса, волк, овца , белка; корова, заяц , кролик, лошадь) и почему?

3. Сравнение диких и домашних животных (чем отличаются? Где живут? Чем питаются? Какая польза от них?).

Пары для сравнения:

бурый и белый медведи корова и лошадь

заяц и кролик тигр и лев

белка и лиса лось и олень и т.п.

Дети должны уметь составлять рассказы-описания диких и домашних животных по картинке, с помощью плана:

1. Как называется?

2. Внешний вид: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, хвоста, лап и ног и т.д.).

3. Особенности движения животного.

4. Чем питается?

5. Повадки и образ жизни.

6. Дополнительные сведения о животном, известные детям.

Упражнения на закрепление в речи детей поставленных звуков, на расширение, уточнение и активизацию словаря.

1. В названии каких диких, домашних животных и их детенышей есть звук с (з , ц и т.д.), т.е. имеется в виду поставленный звук у ребенка.

2. Дети должны знать литературные загадки о животных и уметь составлять свои рассказы-загадки о диких и домашних животных, основываясь на характерных признаках их внешнего вида, повадках и образе жизни.

Товарищи родители! С целью расширения и закрепления знаний о животных поиграйте в «зоологическое лото», прочтите книги о животных: К. Ушинского, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, Г. Снегирева и других писателей.

В тематических выставках мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями. Взрослые должны развивать и удовлетворять любознательность детей, отвечая на вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Чтобы правильно ответить на все «почему?», взрослые должны сами многое знать, любить и уметь наблюдать природу.

Остановимся на одной из сезонных тематических выставок для родителей.

«Зимушка-зима»

Эта тема оформлена на 5 карточках.

Материал сезонных тематических выставок для родителей дается постепенно в течение трех месяцев.

По календарю зима начинается 1 декабря. Ученые считают, что начало зимы начинается 22 декабря. Солнце в этот день находится низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый раз в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата.

Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозы. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля, замерзают водоемы, прочным снежным покровом покрывается земля.

Зимой и солнце находится низко на небе. Дни короткие и холодные.

Январь – самый суровый из всех месяцев. Мороз рисует причудливые узоры на стеклах, все покрыто снегом, лес стоит в сугробах. К концу января заметно прибавится день. Солнышко дольше задерживается на небе и пригревает. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна, а с крыш свисают маленькие прозрачные сосульки.

Февраль – самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в этом месяце. Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет.

Знаете ли вы, где рождается снег и что такое снег?

Снег – это множество красивых снежинок, они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как дождь; раньше думали, что снег – это замерзающие капельки воды. Но вот была разгадана тайна рождения снежинок.

Узнали, что снег никогда не образуется из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем или во время грозы, но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки.

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, наконец становится красивой звездочкой. Снежинки медленно собираются в хлопья и падают на землю.

(По М. Гумилевской. )

Пришла зима. Сколько радости принесла она детям! Зимою бывают солнечные дни, когда небо голубое и все кругом залито солнцем. Оно ярко светит, но не греет. Люди тепло одеваются. А дети, поиграв, разогреваются, щеки у них краснеют. Весело ребятам, никто не хочет уходить с прогулки.

А иногда бывают пасмурные дни: небо темно-серое, дома, заборы и деревья покрываются изморозью, слоем лохматых иголочек.

На прогулках в детском саду детей учат бережно относиться к природе, обращают внимание на ее красоту, учат наблюдать за явлениями природы. Обходим участок: осматриваем кусты, рассказываем о пользе, которую приносят деревья. Наблюдаем природу вечером: быстро темнеет, снег становится синеватым, на небе зажигаются звезды…

Учим детей скользить по дорожкам, кататься на санках с невысоких гор. Заливаем горку. Делаем снежные постройки. Играем в подвижные игры, расчищаем лопатками дорожки. Заботимся о зимующих птицах: вешаем кормушки, сыплем корм. Напоминаем, что птиц нельзя кормить черным хлебом. Наблюдаем прилетевших кормиться воробьев, ворон, галок, синиц, снегирей.

Огромные возможности для физического, нравственного, эстетического развития детей дает прогулка на свежем воздухе.

На что обратить внимание.

Гуляя с детьми обращайте внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает. Спросите детей, куда он ложится, понаблюдайте, как во время снегопада снег кружится в воздухе. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками, они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег грязный. Наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять: тепло или холодно, морозно? Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно. ) Идет снег или нет? (Снегопад. ) Есть ли ветер? (Вьюжно. )

Выйдя на прогулку, спросите детей, не заметили ли они, что солнечных дней стало больше, а морозы сильнее.

Во время оттепели покажите, какой снег, спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

В солнечный день посмотрите на ворон, послушайте их карканье, послушайте щебетание синиц, воробьев. Обратите внимание на различные голоса птиц. Какие из них живут поблизости от дома? Где собираются голуби и воробьи? Как люди помогают голодным птицам? Чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно кормить крупой, семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно кормить крошками белого хлеба, творогом, сливочным маргарином. Дятлы и синицы любят клевать несоленые жир и мясо.)

Кого можно увидеть возле кормушки? (Снегирей, ворон, воробьев, галок, голубей, синиц и др.) Кого из птиц мы называем «лесным доктором» и почему?

Срежьте ножом кору на пне и посмотрите, какие насекомые проводят зиму под корой дерева.

Объясните детям значение народных примет:

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима не лето: в шубу одета.

Холодная зима – жаркое лето.

Зима снежная – лето дождливое.

Январь – морозы, февраль – метели.

Зима без снега – лето без хлеба.

Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.

Отгадайте с детьми эти загадки:

Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег. )

Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег. )

Скатерть бела всю землю одела. (Снег. )

Зимой на земле лежал, весной в реки побежал. (Снег. )

О каких свойствах снега вы узнали из этих загадок?

Интересно еще одно важное качество снега – способность очищать воздух. Падая, он захватывает из воздуха много пыли.

У большинства детей 6-7 лет речь бедна прилагательными. Они еще плохо знают или не умеют объяснять свойства и признаки предметов.

Помогите детям разобраться и спросите, каким бывает:

снег (белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий…);

снежинки (белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные…); что могут делать снежинки? (летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…);

лед (гладкий, блестящий, скользкий, твердый, хрупкий, прозрачный, бесцветный);

лыжи (деревянные, длинные или короткие, желтые, красные, детские).

Учите детей сравнивать (чем похожи и не похожи) лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата.

Сравните ель и сосну, ель и лиственницу. Как у них расположены ветки? Какого цвета кора? Каковы по длине хвоинки? Чем отличаются хвоинки лиственницы и ели? Как часто ели, сосны и лиственницы меняют свой наряд? (У сосны сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей – 5-7 лет, лиственница каждый год меняет свой наряд.) Какое из хвойных деревьев боится темноты? (Сосна ).

Сравните ворону и галку по внешнему виду. Сравните свои наблюдения с описанием Г. Скребицкого: «Различить их совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост».

Такая совместная работа педагогов и родителей способствует не только устранению речевого дефекта, расширению и активизации знаний детей, но и готовит детей к обучению в школе.


Организация тематических мини-выставок в группе позволяет воспитателям успешно решать ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Эту неисчерпаемую информацию можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.

Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.

Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >

В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.

"Тематические мини-выставки в детском саду"

Возрастная группа Осень Зима Весна
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
2-я младшая группа /адаптационный период/ Моя любимая игрушка Мы милашки-куклы неваляшки Матрешки Мы с мамой улыбаемся "Я - игрушка заводная"
Средняя группа Сувениры с моря Мишка косолапый Снегурочка Чайничек с крышечкой Миниатюрные кошечки Мой веселый звонкий мяч День семьи - выставка семейных фото
Старшая группа Диковинки с грядки/украшаем стол Интерактивная игрушка Колокольчики Елочка-красавица Игрушки из прошлого времени Шкатулочки Большое космическое путешествие Праздник Победы
Подготовительная группа Выставка Азбуки и букваря Морские диковинки Выставка часов Выставка снеговиков Выставка военной техники Выставка форфоровых кукол Выставка пасхольных яиц Наши деды - славные победы

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.
Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
| организация | организация работы | мини | мини игры | выставок | выставки 2011 | группе | группы песен | детского | детский сад | сада | детский | Страничка методиста | Организация мини выставок в группе детского сада Детский сад

Яркие ленты или веревочки и прищепки также отлично послужат в качестве дисплея.

Рамка, веревочки и выставка готова:

Дисплей можно соорудить и не на стенах, а сделать что-то подобное из обычной толстой проволоки, дерева или что есть в наличии:

Прикрепите к стене деревянные рейки к которым можно крепить рисунки:

Несколько советов:

Как бы Вы не собрались организовать детские рисунки, перед тем как отправить их на хранение удостоверьтесь, что не забыли подписать проект, возраст или категорию, а также иную полезную информацию о работе. Вам кажется, что Вы будете всегда помнить в какой момент сделан рисунок, но поверьте мне, все помнить не возможно. В конечном счете Вы можете забыть. Поэтому лучше, если работы будут отсортированы и промаркированы. Как вариант, Вы можете прикрепить к коробке или папке, где храните работы фотографию Вашего ребенка, чтобы не забыть кто из Ваших чад нарисовал ту или иную работу.

Можно создать несколько коробок, одну, в которую Вы будете складывать наиболее понравившиеся работы и которые хотели бы сохранить на память. Вторую для временного хранения, для того, чтобы Ваш ребенок мог улучшить рисунок в течение учебного года. Так Вы сможете сравнить рисунки, поразмышлять вместе с детьми как их можно усовершенствовать.

Посоветуйтесь с Вашими детьми и разбейте работы, которые бы Вы хотели сохранить на категории. Не держите работы, которые нет смысла хранить. Определите критерии вместе с детьми. Иногда в глазах детей некоторые работы, которые могут нам не приглянуться, смотрятся особым образом. Вы можете считать, что эти рисунки можно выбросить, а Ваши дети - совсем наоборот. Нет ничего хуже, если Вы выбросите какую-то детскую работу, а ребенок попросит показать ее через какое-то время. Определять вместе с детьми стоящие работы и рисунки, которые можно выбросить - это тоже обучение, ведь нельзя сохранить все.

Сделайте фотографии лучших художественных работ. Часто дети готовы растаться с какими-то работами, если знают, что у Вас есть их фотографии. Создайте отдельную папку на компьютере, где будете хранить такие работы и время от времени просматривать их вместе с детьми. Создайте вложенные папки и рассортируйте фотографии рисунков по категориям для быстрого поиска. Не забудьте о названиях файлов или даже запишите в текстовой файл название, имя ребенка, создавшего работу и дату создания или возраст ребенка. Такие фотографии Вы можете также использовать, чтобы создать подарочные календари, плакаты или фотоальбомы для себя или своих родственников.

Сделайте видео! Снимите, как Ваш ребенок рисует, лепит или делает аппликацию. Дети очень любят смотреть на себя и свое творчество. Сделайте небольшие видео, также сохраните эти файлы на компьютере. Вы можете в дальнейшем, используя несложные программы скомпоновать эти короткометражки в небольшой фильм, записав его на диск для домашнего просмотра на ТВ. Как приятно оглянуться назад, не правда ли?

Кристина Радаева

В нашем детском саду ежегодно проводятся выставки на различные темы . Ведь организация выставок очень значима как для детей, так и родителей. Во время подготовки к выставкам дети узнают много нового и интересного. В выставках представлены работы детей, детей с родителями, коллективные работы детей групп. Все работы выполняются в разных техниках, как в традиционных так и нетрадиционных. Выставки получаются очень красочными, яркими и радуют своим разнообразием детей и взрослых. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.

Когда объявляем родителям о конкурсах, то часто многие родители откликаются не сразу. Но стоит только принести кому-то одну работу, потом другую и тут же повышается интерес и работ становится все больше. Они все такие разнообразные, неповторимые. Радует реакция детей. С какой гордостью они сообщают всем, что эту поделку делали они вместе с мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовление этой поделки или мало, всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей.

Нашему детскому саду всего 2 года , но в течение этих 2 лет было организовано немало конкурсов . Традиционно осенью это «Поделки из природного материала» , «Ярмарка» , «Выставка рисунков » . Весной был конкурс посвященный мамам : «Бусы для милой мамы» , «Шляпка для мам» . Зимой «зимний сад огород на окне» . Ну а летом конкурс летних участков.

Дары осени





Бусы для милой мамы




Шляпка для мам




Конкурс рисунков




Наш зимний сад огород на окне





Рамка для фото своими руками



На этом мы не останавливаемся, все проводимые конкурсы повышают творческий потенциал, как педагогов, так и родителей с детьми. Наша цель приобщение детей и родителей к творчеству.

Лучшие статьи по теме