Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Мотивация
  • Изо морской бой салтана и пиратов пано. Конспект урока по изобразительному искусству «морской бой салтана и пиратов»

Изо морской бой салтана и пиратов пано. Конспект урока по изобразительному искусству «морской бой салтана и пиратов»

«МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ».
ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ
Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений –
добрых или злых.
Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; знакомство с
произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды и репродукции произведений художников,
иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане»,
произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
– Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах­узорах
больше спокойствия и доброты.
А эти острые формы кажутся злыми и колючими.
Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся
тревожными, потому что окружены темными.
– Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для
доброй фей?
– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Помните, в гости к
князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя и его свиты было хорошее,
доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело.
– Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом)
пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли?
(Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Класс разделить на две группы.
З а д а н и е: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения
подобрать такие, которые выражали бы намерения – добрые и злые.
В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикрепленном к доске)
прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.
Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты совершенно
одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения невозможно.
– Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были
похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)
Далее с к а з к а: злой волшебник стер все краски, и мы не можем разобраться,
где чей корабль и кто с кем воюет!
Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить
(оснастить) флоты.
Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания
элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать
заранее и заранее придумать их композицию.
Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригодных здесь
(солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).
К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе
(синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный,
другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать
печатными буквами).

2 класс

Тема урока. «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цели: научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.

Задачи: цветом, элементарными символами различать (оснащать) флоты;

знакомить с произведениями изобразительного искусства, литературы;

развивать воображение; воспитывать аккуратность, отрабатывать технику работы с кистью, умение в получении составных цветов.

Вид занятий : украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.

Оборудование урока : гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд : презентация.

Литературный ряд : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Музыкальный ряд: песня – заставка к телепередаче «В гостях у сказки».

План урока .

    Организация класса.

    Беседа по теме урока: как могут «говорить» украшения? (презентация).

    Беседа «Вспомним сказку…» (презентация).

    Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».

    3адание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Как составить цвет и как работать кистью.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Итоги урока. Анализ выполненной работы.

    Оценка работ.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока: как могут «говорить» украшения? (презентация).

Слайд №1

Тема сегодняшнего урока – «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Как могут «говорить» украшения?

Слайд №2

Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

Слайд №3

А эти острые формы кажутся злыми и колючими.

Слайд №4

Эти цвета веселы: в них много солнечного света.

Слайд №5

А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

3. Беседа «Вспомним сказку…» (презентация).

Слайд №6 – 8

Для того чтобы нам работать дальше, мы с вами вспомним любимую многими «Сказку о царе Салтане» известного во всём мире русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и посмотрим иллюстрации не менее известного русского художника Ивана Яковлевича Билибина.

Слайды №№ 9 – 17

4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».

А теперь мы немного пофантазируем. Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли? (Ответы детей и обобщение учителя.)

Молодцы ребята. Действительно каждый флот должен иметь свои символы: у Салтана это солнце, лебедь, цветы, а у разбойников – коршун, змей, драконы, чудища. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения добрые и злые.

Слайды № 18 - 23

А теперь загадка.

Слайд №24

5. 3адание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Как составить цвет и как работать кистью.

Перед практической работой вспомним основы смешения красок, то есть получения составных цветов из основных.

Просмотр слайдов презентации.

Слайды № 25 – 28

Техника работы кистью.

Слайды № 29 – 35

6. Самостоятельная работа учащихся .

Детям раздаются заготовки (лодка, парус).

Во время самостоятельной работы звучит мелодия и песня – заставка к телепередачи «В гостях у сказки».

Слайды № 36 – 38

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета).

Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

7. Итоги урока.

Анализ выполненной работы.

Вывод: с помощью цвета и формы художник может показать намерения героя, выразить через изображение его мысли и чувства.

8. Оценка работ .

9. Домашнее задание.

Слайд № 39

Самоанализ урока.

Данный урок относится к теме «О чём говорит искусство» и является первым в завершающем этапе.

Цель данного урока – научить понимать детей как через разнообразные формы и через цвет можно выражать различные намерения (плохие или хорошие).

Построение урока направлено на формирование у учащихся предметных и

ключевых компетентностей. На выполнение этих задач был нацелен каждый этап

урока.

На уроке была использованы следующие компетенции.

предметная – дети работали с красками и кистью, повторяли технику

смешивания красок и получения составных цветов;

учебно-познавательные – дети познакомились с иллюстрациями художника Билибина к «Сказке о царе Салтане» и вспомнили содержание сказки Пушкина, здесь были задействованы память, внимание, мышление;

Информационные – дети получили информацию о том, что форма и цвет могут выразить намерения человека;

личностная - дети пользовались теми знаниями, которые получили ранее (

аккуратность в выполнение живописной работы и закрывание цветом в

технике живописи).

Итог – создание двух совершенно разных по намерениям работ.

Результаты урока позволяют сказать, что учащиеся класса хорошо справились с заданием, и в процессе урока у них совершенствовались различные компетенции.

Морозова Лилия Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Учебно - методический комплект: «Школа России»
Учебник: Неменская Л.А./Под.редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство.–М.:, Просвещение, 2014.
Класс: 2
Цели деятельности учителя:
дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, знакомство с произведениями изобразительного искусства.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся:
1. украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов;
Получат возможность научиться:
2. эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.;
3. участвовать в создании коллективной работы.
Метапредметные:
Познавательные:
1. учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
2. учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
3. учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели
4. учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.
Регулятивные:
1. учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;
2. учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
3. учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;
4. учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);
5. учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
6. (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Коммуникативные:
1. учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;
2. учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.
Личностные:
1. формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
2. учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);
3. формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Технологии, методы и формы обучения: проблемно-диалогическое обучение; частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная и фронтальная беседы.
Образовательные ресурсы: шаблоны, репродукция картины, образцы рисунков и символов.
Организационная структура урока:


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Промежуточный

контроль

Организационный

момент

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

О чём может рассказать ракушка?

Слушают, проверяют готовность

Дают предположе-

ния

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; формируют мотивы достижения в последующем поставленных задач

Устные ответы

Актуализация знаний

Слушание музыки

(Звук и шум моря)

Закройте глазки. Что представилось? Почему?

(Открывается вид моря)

Почему море всегда волновало человека?

Вы уже догадались, с чем будет связана наша работа?

Теперь опять закройте глазки. (Звучит тема к к/ф «Пираты Карибского моря»)

Что случилось на море? Ваши предположения

(Появились на море пираты )

Кто такие пираты? Найдём лексическое значение слова в толковом словаре.

Что они делали на море?

Сейчас узнаем,

с кем пираты встретились в море.

(Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

(Приложение 1)

Что произойдёт, если флот Салтана встретится с пиратами?

(Произойдёт бой )

Какова тема нашего урока?

Слушают музыку

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока

Фронтальная

Познавательные:

Общеучебные:

выделяют и формулируют

познавательную цель;

извлекают необходимую информацию для выполнения учебных заданий и осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме

Логические:

Устанавливают причинно-следственные связи

дополняют и расширяют знания и представления по теме

Регулятивные: выделяют и сохраняют цель;

предвосхищают результат;

Устные ответы

Изучение нового материала

Выполнение творческих заданий

Самостоятельная работа учащихся

Формулирует задания.

Как показать намерения кораблей, готовящихся к бою?

(Показывают направление движения на моделях корабликов, помещая их на плакатах с фоном моря)

А как определить, где флот Салтана, а где флот пиратов?

Что надо сделать?

Как мы ещё можем показать намерения?

(Цветом, формой )

Какими цветами изобразим флот царя Салтана? Почему?

(Тёплыми )

Какими цветами изобразим флот пиратов? Почему?

(Холодными )

Оберите из палитры нужные цвета. Обратите внимание, что существует приём: тёплые цвета в окружении холодных приобретают особое звучание. Они более яркие, зловещие.

Напоминаю вам создание доп.цветов.

(Показать)

Форма тоже помогает нам определить намерения героев.

(Острые углы – зло, мягкие линии-добро)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним приёмом художников для показа намерений человека.

Посмотрите на украшения.

Какими из них вы могли бы украсить корабли флота Салтана, а какими флот пиратов?

Сделайте вывод, какие задачи предстоит решить?

(Создать флоты царя Салтана и пиратов, показать намерения сказочных флотов движением, цветом, формой и украшением)

У вас в папке шаблоны кораблей. Прикрепите их для удобства скрепкой к картону с намерениями флотов. Выполните рисунок в карандаше.

Не используйте много мелких деталей, т.к. их потом трудно прорисовывать красками. Используйте кисть тонкую и средней толщины.

Кто будет готов, помещает свою работу на панно. Удачи в работе!

(Индивидуально консультирует)

Отбирают

из модели палитры кружочки

с разными цветами

Анализируют образцы

Проводят физкульт-

минутку

Выполняют

Упражнения

Обобщают Готовят

шаблоны к

работе

Слушают

инструкции

Выполняют эскиз в карандаше и цвете

Фронтальная

Регулятивные: выбор наиболее подходящих материалов и инснтрументов; выполнение работы по намеченному плану с опорой на образцы, рисунки

Познавательные:

Общеучебные: использовать свой жизненный опыт, логические: добывать новые знания из разных источников информации; использовать полученную информацию в своей работе; определяют способы передачи намерений двух флотов

Коммуникативные: донести свою позицию до других, оформлять совю мысль в рисунке; слушать речь других; обмениваться мнениями

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров;

сличают способ действия

и его результат с заданным эталоном

Коммуникативные

обращаются за помощью и формулируют затруднения;

Устные ответы,

Практические операции

Рисунок на шаблоне

Выставка работ. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Картинная галерея

Девочки проведут анализ работ мальчиков,

а мальчики-девочек по плану:

1. Выполнены ли поставленные задачи. Как этого достигли?

2.Особенности

3.Понравилось/не понравилось.

Своё отношение

Эмоциональное переключение

(картины художников к сказке)

(Приложение 2)

Посмотрите на картину русского художника Николая Константиновича Рериха

«Заморские гости»

(Приложение 3)

Что на переднем плане? На заднем плане?

Где фокальная точка?

С какими намерениями пожаловали заморские гости?

Слушаю ракушку, на море тихо и спокойно.

Определяют своё отношение к работе, эмоциональ-

ное состояние

Рассматривая картину, учатся анализировать

произведение изобразительного искусства

Фронтальная

Регулятивные: оценивают выполнение задания (справились или нет);

выделяют то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; определяют качество усвоения

Коммуникативные

аргументируют свою позицию

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Оценивание учащихся

Приложение 1

«Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня, молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.»
Флот уж острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит...»

Приложение 2

Класс: 2

Цель: научить учащихся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное.

Задачи:

  • Формирование художественной культуры учащихся; дать представление о возможности выражения намерений, целей через украшение предметов;
  • Развитие способности ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе;
  • Воспитание нравственных эстетических чувств.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютерная презентация (Приложение ), шаблоны кораблей, образец работы.
  • Для учащихся: краски, кисти.

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Изучение нового материала.
  3. Повторение.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. – Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть. Проверьте, все ли у вас приготовлено к уроку. Садитесь.

2. (Приложение . Слайд 1)

– Тема сегодняшнего урока «Выражение намерений через украшения».

(Приложение . Слайд 2)

– Цели нашего урока:

  • Познакомиться с историей о древних парусных кораблях;
  • Выяснить: можно ли передать намерения через украшения;
  • Выполнить практическую работу

– Мы, к сожалению, не знаем, кто придумал первую лодку. Произошло это так давно, что те времена называют доисторическими. Современные историки считают, что древнейшие люди плавали просто на том, что попадалось им под руку. Например, на поваленных деревьях.
– А вы плавали на бревнах?
– Удобно? Почему?
– Постепенно люди догадались, что, если дерево очистить от ветвей и выдолбить, оно поплывет быстрее. Так, собственно, и появились первые лодки.
Одна из самых древних цивилизаций, которые нам известны, – египетская. Единственная река, которая там протекает и без которой жизнь в тех краях вообще была бы невозможна, – Нил. Только по этой реке и можно было переправлять грузы и людей из северной части египетского государства в южную. Но на чем? Если вам когда–нибудь приходилось решать подобную задачу, то наверняка первое, что просилось на ум, – это плот. Плот можно легко изготовить, и он способен перевозить гораздо более тяжелый груз, чем лодка. Однако в Египте почти ничего, кроме тростника и папируса, по берегам Нила не растет. Папирус похож на обыкновенную осоку, которую и в наших краях можно встретить, – трава травой. Но когда эту траву собирали, высушивали и связывали в пучки – получался неплохой материал для постройки плота. Им вполне мог управлять один человек с длинным шестом в руках. Правда, толкать плот шестом на протяжении многодневного путешествия – дело очень утомительное. Надо было придумать что-то другое.

– Как вы думаете, что придумали египтяне?

– Верно, египтяне придумали парус – одно из самых великих изобретений всех времен и народов.
Плоты плавали медленно. Чтобы плыть быстрее, надо было сделать так, чтобы передняя часть плота лучше преодолевала сопротивление воды. То, что в результате получилось, уже не было плотом, но и не было лодкой. Это уже было похоже на корабль. И у него появились нос, корма и борта. (Приложение . Слайд 3) Египетские корабли, как и плоты, тоже поначалу делались из папируса.
Кроме паруса, древние египтяне придумали и другую нужную вещь, без которой кораблю никак не обойтись, – руль.
Корабли были не только торговые, но и военные.

– Как вы, ребята, думаете, чем отличается торговый корабль от военного?(Приложение . Слайд 4)

– Торговые корабли по сравнению с узкими и длинными военными кораблями были более тяжелыми и неуклюжими. В носовой части военного корабля находился «клюв» – таран, а над ним изображение головы животного: крокодила, барана.
В конце первого тысячелетия нашей эры заявили о себе знаменитые викинги.жили они в Северной Европе, где пасмурно, ветрено, холодно и почти ничего не растет, кроме деревьев.

(Приложение . Слайд 5)

Посмотрите, ребята, на корабль викингов, как вы думаете, дружелюбный был этот народ или нет? Обоснуйте ответ.Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли их как следует пограбить, если они живут побогаче. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это почти побежденный противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечестии, а по бортам укрепляли угрожающе размалеванные щиты.

– Жители Русского севера – поморы – всегда были хорошими мореходами. Не хуже викингов. (Приложение . Слайд 6)

– А поморы, на ваш взгляд, какие? Только убивать и грабить они не любили, а занимались торговлей и промыслом морского зверя и рыбы. А теперь – внимание на доску.

(На доске – полоса ватмана, на которой нарисовано море и прикреплены корабли белого цвета).

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

– Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота.
– Как, ребята, вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?
– Что может быть изображено на парусах?

3. Какие цвета мы будем использовать?Теплые (Приложение . Слайд 7) и холодные (Приложение . Слайд 8).

4. – А у нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.
– Как вы, ребята, думаете, какое сегодня у вас будет задание? Верно, вам нужно восстановить краски.
– Давайте, половина класса будет восстанавливать корабли царя Салтана, а другая половина – корабли пиратов. (Делю класс на две половины.) А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

Физминутка.

(дети выполняют движения за учителем)

Я хотела рисовать,
Но не знаю, как начать.
Краски – маски, где вы?
Я возьму три краски основные,
Эти краски не простые:
Из них состоят все другие.

– Где эти краски основные? (Дети называют основные краски)

(Приложение . Слайд 9)

– Посмотрите, ребята, на экран и скажите, где чей флот и объясните.

Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
На парусах-то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом,
Грозный корабль нарисуй на бумаге!
Теперь представь корабль иной
Сверкает парус над волной…
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела…
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, –
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как парад,
Ты в самый праздничный наряд.

В. Калинкин

Вопросы по заданию есть? Приступаем к работе.

5. Корабли наши готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось? (восстановленные корабли возвращаем на ватман)

– Посмотрите, правильно ли вы восстановили флот царя Салтана? А флот пиратов?
– Как можно ли передать намерения через украшения?
– Молодцы, вы замечательно справились с поставленной задачей.

(Приложение . Слайд 10)

– А сейчас мы с вами обратимся к «Словарю терминов» и попробуем объяснить следующие слова:

  • Добро
  • Прекрасное
  • Безобразное
  • Мужество
  • Скромность
  • Сочувствие

6. – Давайте подведем итог нашему уроку. Что нового вы узнали на уроке?

ОТКРЫТЫЙ УРОК

учителя начальных классов

Абрамян Ирины Николаевны

по теме: «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Выражение намерений через украшение.

Тема урока: «Морской бой царя Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Вид занятий: индивидуально - коллективная работа - украшение кораблей флота красками или цветной бумагой (аппликация) символами с выражением намерений добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, зна­комство с произведениями изобразительного искусства.

Метапредметные цели:

1) Познавательные универсальных учебных действий:

Учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Учить понимать градацию цвета;

Учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели, используя технику «разбеливания»;

Учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.

2) Регулятивные универсальные учебные действия:

Учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;

Учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;

Учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);

Учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

3)Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;

Учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.

Личностные цели:

Формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);

Формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование урока:

Для учащихся –акварель, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Для учителя - зрительный ряд иллюстраций, подмалёвок для коллективной работы, шаблоны кораблей и парусов.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников - Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина, Б. Зворыкина к «Сказке о царе Салтане», рисунки пиратских «злых» кораблей, кораблей «добрых».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

Организация класса. (1слайд)

Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

Сегодня работаем группах. Повторяем то, что знаем и закрепляем, и стремимся учиться чему -то новому.

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

1. Самоопределение к деятельности

На протяжении нескольких уроков мы работали по какой теме? (тема «Как говорит искусство?»)Как, какими приёмами художник может выразить чувства, настроение, намерение, характер того, что он изображает?(цветом) (Если это человек, или животное, то мимикой , движением . Если это пейзаж, природа, то главное в картине художника цвет. (на доску вывешиваются таблички с этими словами))

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (2слайд)

- Вспомните какие в изобразительном искусстве различают жанры? (пейзаж, портрет, натюрморт.)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется. . .

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это. . .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется. . .

Определите названия представленных здесь произведений? (3слайд)

Молодцы. А теперь вспомните и перечислите какие вы знаете виды изобразительного искусства?(живопись, декоративно-прикладное искусство, графика). Правильно.

Но остановимся мы лишь на одном из жанров. Это – графика. Что такое графика? (рисунок). (5слайд)

Вывод: Графика бывает чёрно – белой и цветной. Произведения графики – это рисунки, наброски, зарисовки, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, афиши, шрифты для книг.

А сейчас, положите головы на парты. Сосредоточьтесь. Попробуйте представить услышанное. (запись шума и плеска воды)

Какие звуки вы услышали? Что вам представилось? Опишите.

(звучит аудиозапись плеска воды, на фоне которой звучит голос учителя)

Морская стихия. Море. Оно всегда волновало человека. Влекло к себе своей таинственностью, силой и красотой. Вот мы и отправимся к берегам моря.

просмотр картин морских побережий . (6-7слайд)

Можно ли, глядя на цвет, определить настроение автора? (8слайд)

Сегодня мы с вами должны узнать ещё один приём художников.

Ребята, я утверждаю, что мы сможем узнать этот о каком приёме пойдет речь. Но для этого надо подумать над следующим заданием.

3. Проектирование нового способа действий.

Локализация затруднений . Постановка проблемы. Сообщение темы урока.

-«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…» - Какое произведение обычно начинается этими словами? (сказка)

(На доске – полоса ватмана, на которой нарисовано море и прикреплены корабли белого цвета).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

Из какого произведения строки? (9слайд)

– Вы помните «Сказку о царе Салтане…»А.С.Пушкина? Давайте мысленно перенесёмся в сказку о царе Салтане. - Как люди в сказке переправлялись по морю? (на кораблях) (10слайд) – Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? А раз он плыл в гости, он украсил свой флот.А как он мог украсить?

– Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота. (11слайд)

– Как, ребята,

вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?

Для этого давайте рассмотрим рисунок. (12слайд)

Что здесь изображено? (корабли, флот, два разных флота…)

Почему вы решили, что это два разных флота? (это видно по парусам, это видно по украшению носа корабля, по пушкам на палубах…)

Совершенно верно, значит, есть ещё один приём художника для выражения намерений , Как вы думаете, что это?

Это украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представле­ния о красоте и даже может выражать его характер.

(на доску вывешивается таблички с этим словом)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Давайте вернёмся в класс и отдохнем.

Физкультминутка. (Выполняют вместе с учителем.)

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

(Встать из-за парт.)

Он назад поплыл сначала.

(Шаги назад.)

А потом поплыл вперед.

(Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход.

(Ходьба на месте.)

4. «Открытие» нового знания.»

Итак, как же можно на рисунке показать намерение ? Цветом, украшением, движением.

Если в море встретились два разных флота, то, что произойдёт? (бой)

Тема нашего урока (вывешиваю на доске) «Морской бой царя Салтана и пиратов»

Как это показать в движении? (корабли должны плыть навстречу друг другу)

– Как вы, ребята, думаете, какая сегодня у вас будет задача?

Задача нашего урока - создать флот царя Салтана и флот пиратов, которые встретились в море и готовы к бою. Для этого мы поделимся на пиратов и на моряков царя Салтана. . (Делю класс на две половины.)

У нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.

А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

Как могли быть украшены их корабли?

– Что может быть изображено на парусах?

– Какие цвета мы будем использовать для флота царя Салтана? (Теплые) (14слайд)

Какими символами можно показать добро?

Какие цвета мы будем использовать для флота пиратов? (холодные) (15слайд)

Какими символами можно показать зло? (коршун, пираты, череп и кости, морда дракона, хищные птицы, чудовища, змеи, солнце, лебедь, сердце, цветы, бабочки…)

Чтение наизусть 2 ученика

Ну-ка, представь себе, как в старину,

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах-то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела…

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, –

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

5.Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, что же мы будем делать?

– Вопросы по заданию есть? Приступаем к работе.

Во время работы тихо звучит музыка.

Учащимся раздаются готовые эскизы кораблей и парусов, которые нужно вырезать. Вспоминаем правила работы с ножницами.

Игра «Похлопаем, потопаем.

Условия игры вы помните. Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если ошибаюсь – топаете ножками. И так начали.

1.Подавай ножницы другому «острым» (тупым) концом.

2.Во время работы с ножницами нельзя ходить по классу.

3. «Держи» (не держи) ножницы близко к глазам.

4.Вырезая, наблюдай за пальцами «правой» (левой) руки.

5.После работы с ножницами не оставляй их открытыми.

6.У каждого инструмента должно быть свое место на парте.

(Правила вывешиваются на доску). (16слайд)

Исходя из этого начинается работа по украшению кораблей в цвете в технике аппликации. Перед украшением силуэта корабля цветом детям предла­гается поднять вверх кораблики так, чтобы два флота плыли навстречу друг другу. Другими словами, у одной группы школьников нос кораблей обращен вправо, у других - влево.

Подобрав правильно цвет для корабля и для паруса, украшаем в соответствии с намерением корабля. Корабль может быть «добрый» или «злой».

Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при приклеивании кораблей, (флоты плывут друг против друга).

6.Рефлексия деятельности. Итог урока.

– Какую задачу мы поставили на нашем уроке? Мы справились с ней?
В конце урока происходит чудо! Бывшие совершенно одинаковыми корабли и паруса (у всех были одинаковые заготовки из белой бумаги) вдруг преобразились в два контрастных флота, две группы людей, у кото­рых разные намерения.

Смогли ли выразить намерения человека через цвет и украшения?

И это мы сделали с помощью украшений и цвета.

Подведём итог нашей работе на уроке. (17слайд)

Закончите предложения:

1. Я на уроке узнал…

2. Я на этом уроке понял…

3. Я хочу похвалить…

4. Я захотел узнать…

7. Оценка работ учащихся.

Все вы сегодня молодцы! Работали вы очень аккуратно, чисто, красиво. (18слайд)

Корабли получились замечательные. Все группы постарались, правильно раскрасить и украсить корабли. Всем сегодня за работу я ставлю «5».

Домашнее задание.

Найти в книгах примеры декоративных форм, которые по силуэту, цвету, характеру элементов можно было бы отнести к образу флота царя Салтана и к образу пиратских кораблей. Можно нарисовать украшения для разных сказочных героев.

Урок окончен. Спасибо всем. Отдыхайте.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Флот царя Салтана, «добрый» флот.

Флот пиратов, «злой» флот.

Лучшие статьи по теме